По всем статьям экспорта — рост. Этот тезис стал рефреном выступления нового министра сельского хозяйства и продовольствия Игоря Брыло на прессконференции 11 февраля.
Газета «Белорусы и рынок» решила проверить данные, в частности по очень важному для нашего АПК сектору — молочному, и основному его направлению — российскому.
Санкции во благо, во благо нам!
В 2014 году Москва запретила ввоз продукции из стран, которые ввели ограничения против российских властей. Итогом этого запрета стал передел рынка, в том числе и молочного. Ситуация благоприятствовала белорусским экспортерам, так как российские агрохолдинги не торопились вкладывать деньги в новые проекты и закрывать появившиеся ниши, поскольку не было понятно, отменят ли «контрсанкции» через год. Но когда Кремль дал понять, что история затянется не на один электоральный цикл, то в АПК потекли солидные инвестиции, стали строить свинокомплексы на десятки тысяч голов, гигантские птицефабрики, агрохолдинги занялись скупкой земель по всей России.
Газета «Белорусы и рынок» поинтересовалась у директора департамента по связям с общественностью и государственными органами Российского национального союза производителей молока «Союзмолоко» Марии ЖЕБИТ: как обстоят дела в молочной отрасли России? насколько велика концентрация производства?
«Хотя несколько лет назад тридцать крупнейших молочных производителей контролировали 5 % рынка, а сейчас — 15 %, сектор все равно низко консолидирован. У нас большая страна и в некоторых молочных регионах (к примеру, в Башкирии) до сих пор до 70 % сырья производят личные подсобные хозяйства. Так что есть еще куда консолидироваться. Хотя агрохолдинг «ЭкоНива» производит более 1 млн т молока в год и входит в пятерку мировых производителей», — рассказала она.
Репутация росту не помеха
Именно концентрация производства и лоббизм стали второй движущей силой роста мощи российских молочников: с 2014 по 2020 год они нарастили производство молока с 13,5 млн т до 21,1 млн т — на 56 %! Еще одно объяснение активных инвестиций в молочную отрасль РФ — господдержка. Еще в 2012 году лоббистская структура «Союзмолоко» «пробила» шесть видов поддержки (в том числе на капитальное строительство), по которым потекли денежные реки. Одним из результатов стал ввод более полумиллиона стойловых мест. В отрасль вкладывались и вкладываются десятки миллиардов рублей ежегодно (в 2021-м — 45,5 млрд рублей, +21,9 % год к году), и за шесть лет объем дотаций в рублях вырос в три раза.
Как усиление позиций крупных российских производителей и переработчиков может сказаться на перспективах белорусского экспорта? Этот вопрос газета «Белорусы и рынок» задала доктору наук, профессору Олегу ДЫМАРУ.
«Показателями белорусского сельхозэкспорта можно гордиться по праву. Это одна из немногих отраслей (наряду с ІТ-сектором), которые дают постоянный приток валюты в страну. И если ІТ — это во многом индивидуальная работа, то сельское хозяйство — коллективная.
По теории менеджмента потенциальная угроза появляется, когда какой-то из сегментов рынка, на котором вы работаете, составляет более 30 %. И раз поставки в Россию больше этой цифры, то появляются риски: если в какой-то момент отношения между странами портятся, то РФ может закрыть свой рынок. И такое не раз случалось с 2009 года. Причем никто в этом не может ей помешать, даже в пределах одной таможенной зоны».
Насколько же важными для российского рынка являются поставки белорусской молочной продукции?
Исходя из российской статистики, Беларусь занимает доминирующее положение по импорту молочки. «По некоторым категориям до 90–95 % доходит, в основном это скоропортящиеся продукты — молоко, йогурт, творог. В 2014 году этот рынок открылся как для белорусских, так и для российских производителей, и ваши предприятия воспользовались этой возможностью и нарастили объемы поставок. Тем более что сделать это было нетрудно, так как репутация у белорусских молочных продуктов хорошая», — рассказала Мария Жебит.
Угроза потери даже своего рынка
Российская молочная промышленность бурно развивается. Насколько велика вероятность того, что мы потеряем свою долю на российском рынке?
«Если сегодня белорусская молочная промышленность в лучшем техническом состоянии, то технологически россияне уже нас обогнали: ассортимент разнообразнее, и реально работающих технологий куда больше — во многом и за счет того, что у них до сих пор довольно много мелких региональных производителей. И это угроза для нашего экспорта: их рынок бурно развивается, и повлиять на него мы вряд ли можем. Значит, это для нас внешние условия, и надо к ним приспосабливаться.
Если брать в расчет то, что российская молочка, последние три года тормозившая в развитии из-за недальновидной политики властей, станет развиваться такими же темпами, как производство зерна, курятины, свинины, то через пять — семь лет эта продукция появится на наших прилавках, а белорусской станет в разы меньше. Здесь не должно быть паники. Это данность, и ничего с этим мы поделать не сможем», — считает Олег Дымар.
Какие меры нужно предпринимать, чтобы это окно для нас не закрылось?
«Чуда не будет. Если схлопнется — нужно будет переориентироваться либо расширять потребление молока, пропагандируя его. Радует то, что мы активно вышли на рынок Китая и наращиваем там свое присутствие. В прошлом году продали туда около 50 тыс. т сухой сыворотки на 40 млн долларов — почти половину от произведенного. Поставлять туда молоко или творог нерентабельно, а вот сухую сыворотку, сухое молоко и, возможно, какие-то виды сыров — вполне.
Идти на европейский рынок — бессмысленно. ЕС самодостаточный молочный регион и довольно жестко защищает свой внутренний рынок методами тарифного и нетарифного регулирования. И если там что-то удается продавать, то это не благодаря, а вопреки», — рассказал эксперт.
На десерт несколько цифр по белорусскому молочному экспорту в РФ за одиннадцать месяцев 2021 года (данных за год еще нет).
По нашим основным категориям наблюдается рост: сыров и творога поставлено 254,3 тыс. т (+5,8 %), на 976,2 млн долларов (+6,7 %) — доля в российском импорте по этой категории — 83 %. Сливочного масла и других молочных жиров поставлено 69 тыс. т (-4,8 %), на 345 млн долларов (+4,3 %) при доле в 64,7 %. Общий объем молочного экспорта в Россию за одиннадцать месяцев 2021 года составил 1,96 млрд долларов (+4,0 %).