План вывода американских войск из Ирака изложен в Соглашении о статусе войск, которое в ноябре 2008 г. подписали Багдад и Вашингтон. Документ предполагает, что к августу 2010 г. армия США прекратит в Ираке все боевые операции, а к концу 2011 г. окончательно покинет территорию страны. 30 июня был реализован первый этап плана - армия США оставила иракские города.
По словам представителя оперативного командования иракской армии в Багдаде дивизионного генерала Касыма Аты, американские войска оставили в общей сложности 151 военную базу в различных городах Ирака. Часть из них закроют, остальные будут использовать для своих нужд минобороны и МВД Ирака.
А 130-тысячный американский контингент отныне будет дислоцироваться на базах только за пределами крупных иракских населенных пунктов. По всей стране осталось около 30 таких баз. Крупнейшие из них - "Кэмп-Виктори" на западной окраине Багдада рядом с международным аэропортом и "Марез" в пригороде Мосула, административного центра провинции Найнава на севере Ирака. Отныне все боевые операции Пентагону предстоит согласовывать с иракскими властями.
Впрочем, незначительное число военнослужащих США и представителей спецслужб в городах все же останется. Речь идет о советниках и инструкторах, которые продолжат обучение сотрудников иракских силовых структур и будут оказывать им экспертное содействие.
По случаю ухода американских войск во многих городах Ирака состоялись праздничные мероприятия, включая военные парады. Вторник, 30 июня, был объявлен выходным, его уже успели назвать Днем национального суверенитета.
В столице страны рабочие демонтировали бетонные блоки, отделявшие особо охраняемую "зеленую зону" от остального города. На берегу Тигра прошло, пожалуй, самое экзотическое для Ирака последних лет мероприятие: концерт, собравший тысячи зрителей, который завершился праздничным салютом.
"Отмечая этот день, мы выражаем благодарность и признательность нашим друзьям из коалиционных сил, которые столкнулись с определенными рисками, взяли на себя большую ответственность и понесли потери и ущерб, помогая Ираку избавиться от самого уродливого диктаторского режима, который только можно себе представить, совместно с Ираком прилагая усилия по восстановлению безопасности и стабильности", - сказал президент Ирака Джаляль Талабани, назвав 30 июня "славной страницей" в истории страны.
Однако далеко не все иракцы настроены оптимистично. Многие опасаются, что уход американских патрулей с улиц иракских городов спровоцирует всплеск насилия. Напомним, за последние дни в стране произошла серия терактов, унесшая жизни почти двухсот человек. Сами иракцы боятся, что если раньше главной мишенью для террористических атак были солдаты армии США, то теперь жертвами экстремистов все чаще будут становиться обычные люди.
Теперь вся полнота ответственности за порядок в городах ложится на 650 тыс. иракских силовиков. В иракской армии и полиции на неограниченный срок отменены все отпуска и увольнительные. Увеличено число патрулей на улицах и количество блокпостов, многие из которых усилены бронетехникой.
Взявшиеся за обеспечение порядка молодые иракские силы безопасности уже заслужили диаметрально противоположные оценки. Если премьер-министр Ирака Нури аль-Малики, как и официальный Вашингтон, считает, что армия и полиция Ирака уже достаточно созрели для того, чтобы обеспечивать безопасность собственными силами, то представители суннитского меньшинства, как, например, вице-президент Тарик аль-Хашими, заявили, что уровень безопасности граждан, несомненно, уменьшится и призвали их к большей осторожности.
Скептически оценили боеспособность иракской полиции и армии не только некоторые политики, но также представители силовиков. По словам бригадного генерала Махмуда Мухсена, уход американцев из населенных пунктов будет способствовать возобновлению кровавых столкновений между шиитами и суннитами. По словам одного из бывших советников президента страны Касима Дауда, в стране нет "компетентных сил безопасности".
Между тем эксперты полагают, что вопрос компетентности или боеспособности заступивших на смену армии США подразделений иракской армии и полиции все же является второстепенным. Никакие войска не смогут удержать страну от кровопролитной войны, если не будет найдена жизнеспособная политическая конструкция, в рамках которой противостоящие стороны смогут решать накопившиеся проблемы.
Решение сложнейшего клубка проблем, среди которых противостояние шиитов и суннитов, стремление к независимости курдов, влияние соседнего Ирана, исламский экстремизм, терроризм, многократно обостренные самим фактом наличия больших запасов нефти и стремлением перераспределить доходы от ее продажи, совсем в небольшой степени зависит от уровня подготовки полиции и армии. Их разрешение, если оно вообще возможно, лежит в плоскости политического и гражданского диалога.
Уход американских войск из городов станет в ближайшем будущем экзаменом - или моментом истины - для политической системы, которую США сумели построить в Ираке.