"Международная амнистия" презентовала в Минске доклад "Беларусь: смертную казнь пора прекратить". Как заявила 24 марта на презентации доклада директор региональной программы "Международной амнистии" по Европе и Центральной Азии Никола Дакворт, Беларусь - последняя из стран Европы и бывшего СССР, где применяется смертная казнь.
В минувшем году в мире казнили в среднем по 7 человек в сутки. По данным "Международной амнистии", в период с января по декабрь 2008 г. не менее 8.864 человек были приговорены к смерти в 52 странах и не менее 2.390 человек в 25 из них были казнены. В 2008 г. большинство казней было совершено в Азии, где 11 государств продолжают применять это наказание.
Европа могла быть зоной без смертной казни, если бы не Беларусь, где смертная казнь окутана пеленой секретности. "Расстрел выстрелом в затылок. При этом родственникам официально не сообщаются ни дата исполнения приговора, ни место захоронения тела. Все держится в строгой тайне. В 2008 г. эта бывшая советская республика совершила не менее 4 казней и остается единственным государством в Европе, да и во всем бывшем СССР (Узбекистан отменил смертную казнь в январе 2008 г.), где сохранился этот вид наказания", - сказала Н. Дакворт.
Эксперт по Беларуси "Международной амнистии" Хэза Макгилл заявила, что, несмотря на сохранение бесчеловечного вида наказания, серьезные шаги к его отмене в Беларуси все же предприняты. С 1997 г. было введено пожизненное заключение. В 2004 г. Конституционный cуд Беларуси по представлению Палаты представителей проверил на соответствие Основному Закону положений Уголовного кодекса, которые предусматривают применение в качестве наказания смертной казни.
КС признал, что ч. 3 ст. 24 Конституции Беларуси, установившая возможность применения смертной казни в качестве исключительной и временной меры наказания лишь до ее отмены, позволяет принять решение об объявлении моратория на применение смертной казни или о полной отмене этого наказания. Указано, что вопрос об отмене смертной казни или об объявлении моратория на его применение может быть решен главой государства и парламентом.
"Международная амнистия" оценивает, что с 1991 г. в Беларуси казнены около 400 человек, хотя статистика смертных казней засекречена.
По мнению правозащитников, секретность вокруг этой проблемы неприемлема. Отсутствие информации лишает общество возможности серьезно обсуждать проблему, препятствует ее решению. Секретность причиняет большие страдания родственникам казненных, которые не знают, где похоронен их близкий. Родственники часто узнают о казни близких через недели или месяцы после ее совершения.
В смертной казни особенно страшна ее необратимость. Судебную ошибку уже невозможно исправить. В любой судебной системе возможны ошибки. А в Беларуси, по мнению Х. Макгилл, есть серьезные проблемы в уголовной и судебной системе, повышающие риск казни невиновного человека.
"Мы располагаем заслуживающими доверия свидетельствами, что следователи прибегают к принуждению к даче признательных показаний. В отчете мы приводим пример двух молодых мужчин из Могилевской области, которых с 2005 г. содержали в изоляторе по подозрению в убийстве. Я познакомилась с ними в октябре прошлого года. И они рассказали, что были подвергнуты сильному давлению, чтобы вынудить их признаться в убийстве. Один из них сдался только после того, как сокамерники били его в течение 3 дней", - рассказала Х. Макгилл.
"В последнее время, - продолжила правозащитница, - многие суды, где обвиняемые приговаривались к смертной казни, были закрытыми. По международным стандартам это допустимо только в исключительных случаях - для защиты несовершеннолетних или в интересах безопасности страны. Присутствие публики позволяет обществу контролировать беспристрастность и профессиональность судов".
Представители "Международной амнистии" 23 марта были приняты в Министерстве юстиции первым заместителем министра Александром Билейчиком и другими чиновниками. Присутствовали представители Министерства иностранных дел.
По словам Н. Дакворт, "состоялась плодотворная дискуссия по ряду вопросов, которые вызывают нашу озабоченность и которые упоминаются в нашем докладе". Были рассмотрены некоторые технические вопросы. В частности, случаи, когда дела, предусматривающие смертную казнь, рассматриваются в Верховном суде как в суде первой инстанции, а значит, и последней. В таком случае адвокаты и подсудимые не имеют возможности обжаловать приговор в вышестоящей инстанции.
"Хотя это обсуждение в Минюсте было довольно полезным и плодотворным, мы поняли, что ряд вопросов, которые нас беспокоят, находятся вне компетенции этого министерства. Они подведомственны другим органам, в частности МВД, - констатировала Н. Дакворт. - Это вызывает определенную досаду, потому что мы во время приезда в Беларусь в прошлом году и сейчас, перед этим приездом, старались организовать встречу в МВД. К сожалению, пока это не удалось. Также не удалось организовать встречу в Прокуратуре Республики Беларусь. Непонятно, почему они не хотят с нами встретиться, ведь невозможно вести конструктивный диалог, если с противоположной стороны никого нет. Но мы будем проявлять настойчивость".