АПК в ожидании суровой зимы

2021-12-08 00:04:04
"Татьяна КАЛИНОВСКАЯ, "Белорусы и рынок""

Прирост белорусского ВВП замедляется: в январе — июле он составлял 3,3 %, а в сентябре, по данным Белстата, — 2,7 %. За год, по прогнозам Евразийского банка развития, рост ВВП выйдет на уровень 2,5 %.

Аналитики ЕАБР утверждают, что основные факторы роста 2021 года уходят: мировая и российская экономика восстановились, недооцененность белорусского рубля нейтрализована, цены на сырье замедлили рост. К тому же в 2022 году могут проявиться последствия санкций Европы и США в отношении белорусских предприятий и близкого к государству бизнеса.

Наряду с исключительно благоприятными для белорусской экономики внешними факторами в этом году параллельно накапливались проблемы, которые дадут о себе знать еще в 2021 году, но в полной мере проявятся в 2022-м.

Беда пришла, откуда не ждали

В этом году наше сельское хозяйство вошло в полосу тяжелых испытаний. Исключительно неурожайный год может свести на нет предыдущие достижения аграриев, которые базируются на миллиардных государственных вливаниях. А выделить значительные суммы на восстановление у правительства уже не будет возможности.

По данным Белстата, выпуск продукции сельского хозяйства в январе — сентябре 2021 года по сравнению с этим же периодом прошлого года составило 93,4 %, а в ІІІ квартале по сравнению с ІІІ кварталом 2020-го — 89,6 %. Белстат сообщает, что на 1 октября зерновых и зернобобовых получено 80,6 % от уровня прошлого года, картофеля — 71,6 %, овощей — 81,8 %, сахарной свеклы — 82 %. Урожайность зерновых в прошлом году составила 37,1 ц/га, а в этом году — 30,7 ц/га.

Неурожай может стать триггером ряда негативных событий в экономике. Для начала — в разы подорожали самые простые овощи белорусского производства, что безусловно подтолкнет инфляцию в этом и следующем годах. На очереди — молоко и мясо. А ведь в следующем году инфляция, по словам министра экономики Александра Червякова, должна составить 106 %.

Кого-то придется пустить под нож?

Но это не самое страшное. Сельское хозяйство является источником сырья для пищевой промышленности, доля которой в обрабатывающей промышленности составляет 22–25 % и находится на уровне нефтепереработки. Обеспечение продуктами питания — важный фактор социальной стабильности, а экспорт продуктов питания — один из главных источников валютных поступлений. В последние годы белорусские продукты питания закрепились на рынках и являются таким же ликвидным товаром, как и нефтепродукты: в прошлом году их экспорт составил 5,8 млрд долларов. В условиях, когда с экспортом нефтепродуктов и калийных удобрений могут возникнуть проблемы, экспорт продовольствия видится стабильным и надежным источником валюты в страну. Вот только его объемы могут быть ниже прошлогодних, хотя в стоимостном выражении экспорт наверняка не потеряет, так как цены на продовольствие растут.

Нехватка сырья создаст трудности для пищевой промышленности, которая в это трудное время практически не испытывает проблем, характерных для машиностроения. Финансовые результаты пищевой промышленности могут сильно просесть.

Значительно меньше заготовлено кормов для скота. Белстат сообщает: «На 1 октября 2021 года в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах заготовлено кормов 10 млн т кормовых единиц, или на 10,6 % меньше, чем на 1 октября 2020 года, из них кормов из трав — 6,7 млн т кормовых единиц (на 7 % меньше). Сенажа заготовлено 12,5 млн т, или 97,2 % к соответствующей дате предыдущего года, силоса — 9,9 млн т (86,7 %), сена — 0,9 млн т (105,7 %). Зернофуража засыпано 2,8 млн т, что на 17,1 % меньше, чем на 1 октября 2020 года». Это означает, что сокращение кормовых запасов может отразиться на поголовье скота.

В Гомельской области поголовье КРС уже за год сократилось на 2,4 %, коров — на 3 %, свиней — на 15 %. Выращивание скота и птицы в Гомельской области уменьшилось на 12,1 %, а в Могилевской — на 14,7 %. От значительного сокращения поголовья КРС, объемов производства молока, скота и птицы удерживают западные регионы Беларуси, где наблюдается небольшой прирост поголовья. Замедлились темпы прироста производства молока. Если в прошлом году прирост производства молока составил 5,6 %, то в этом году — 1,1 %. По наблюдениям некоторых аналитиков, в хозяйствах начинают избавляться от скота, который зимой явно нечем будет кормить. На эту проблему уже обратил внимание Александр Лукашенко, запретив «резать коров».

Но чтобы кормить коров, придется приобретать зерно по мировым ценам, а они в этом году достигли восьмилетнего максимума. Согласовать с Польшей возможности поставок молока на приграничные молочные заводы в силу политических причин, наверное, вряд ли получится. Население также не сможет компенсировать выпадающие объемы сырья: каждый год объемы сданной населением сельхозпродукции снижаются — вероятно, из-за слабой заинтересованности сельских жителей этим видом бизнеса. Придется или сохранять объемы производства дорогой ценой, или сокращать их.

А ведь за эти благоприятные и щедрые в плане государственной помощи годы сельское хозяйство так и не приблизилось к эффективной работе. Рентабельность продаж без господдержки в январе — августе 2021 года составила 2,4 %, а за тот же период прошлого года — 3,8 %.

С 576 до 657 увеличилось количество убыточных сельхозпредприятий, а сумма годового убытка на одну организацию возросла с 644 тыс. рублей до 691 тысячи. В прошлом году убыточными без господдержки являлись 45,6 % сельхозорганизаций, а в этом году — 52,1 %.

Для сельского хозяйства, производителей продуктов питания наступают нелегкие времена. Последствия неурожая — инфляция, падение ВВП, ухудшение финансовых результатов — могут наступить в следующем году.

Цены не остановить, сокращения тоже

По данным Белстата, индекс потребительских цен в сентябре по отношению к январю составил 107,5 %. Это уже выше правительственного прогноза, но «инфляционный навес», сформированный в оптовом звене, накроет экономику уже в следующем году. Индекс цен оптовых продаж товаров в январе — сентябре составил 120,1 %. Производители промышленной продукции в январе — сентябре увеличили свои цены на 11,9 %, сельхозпродукции — на 9,7 %, цены в строительстве увеличились на 13,3 %.

Для Беларуси повышение цен не является чем-то необычным, но раньше оно было связано с ростом курса доллара, поэтому дорожали в первую очередь импортные товары. Теперь же курс доллара относительно стабилен, а дорожают продукты и товары белорусского производства, так что нынешнее повышение цен значительно больше затронет широкие массы населения, людей с самыми низкими доходами. Ведь дорожает привычный продуктовый набор.

Так, в сентябре — октябре мясо и птица подорожали на 16, 9 %, молоко и молочные продукты — на 5,1 %, масло растительное — на 21,1 %, хлеб и хлебобулочные изделия — на 5,5 %, крупа гречневая — на 10,6 %, крупа перловая — на 6,1 %, пряники, печенье, карамель — на 15–17 %, картофель — на 49,6 %, капуста — на 94,2 %, лук — на 52 %, свекла — на 41,4 %, морковь — на 51,8 %.

Непродовольственные товары, которые также время от времени необходимо покупать, не отстают от продовольствия. Обувь подорожала на 7,6 %, медикаменты — на 14,3 %, бензин автомобильный — на 16,6 %, моющие средства — на 7,9 %.

Снижать цены, а значит, инфляцию, можно только решением структурных проблем, в частности оптимизацией численности работающих, что уже и происходит. Если в январе в экономике страны, по данным Белстата, было задействовано 4 млн 294 тыс. человек, то в августе — 4 млн 271 тыс. И это с учетом того, что в конце лета — начале осени открывается некоторое количество временных вакансий. Когда эти вакансии закроются, ситуация будет еще печальнее, ибо пособия по безработице в Беларуси по-прежнему символические, а по количеству безработных можно сказать, что освобожден от работы средних размеров районный центр.

Но этими сокращениями власти практически оптимизировали темпы роста производительности и оплаты труда. В предвыборный период соотношение индексов производительности труда и реальной заработной платы опускалось до 0,9–0,91, что говорило о том, что население свою зарплату не зарабатывает и долго так продолжаться не может.

По данным Белстата, в январе — сентябре соотношение индексов производительности труда и реальной заработной платы составило 0,99, а в Гродненской области — 1,003. Таким образом, период безудержного роста доходов, не подкрепленных ростом производительности труда, закончен. И опять в полный рост встает вопрос необходимости структурных реформ.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!