Уйдёт ли литовский бизнес из Беларуси?

2022-03-07 16:07:10
"Артём КИРЕЙШИН, "Белорусы и рынок""

В Литовской Республике представителей бизнеса призывают уходить из России и Беларуси. Причём звучат такие призывы на самом высоком уровне.

Официальный призыв

Министр экономики и инноваций Литвы Аушрине Армонайте призывает литовский бизнес уходить из России и Беларуси и не покупать товары, произведённые в этих странах.

«Компании всего мира массово уходят из этих стран [России и Беларуси], я призываю литовский бизнес, который ещё этого не сделал, уйти», – заявила Армонайте.

При этом она подчеркнула, что это решение и ответственность самого бизнеса. «Мы готовы оказать помощь всему бизнесу, искать новые рынки, клиентов, партнёров во всём мире, у нас уже есть действующие средства помощи», – добавила министр.

По словам Армонайте, компании, которые продолжат работу в Беларуси и России, могут столкнуться с репутационным риском, а в будущем, по мере укрепления зарубежных санкций, понести серьёзный финансовый ущерб.

Те компании, которые всё же продолжат работать на этих рынках, должны оценить весь возможный риск и дальнейшие последствия, подчеркнула глава Министерства экономики Литвы.

Какой литовский бизнес есть в Беларуси?

Mebelain  

Предприятие Mebelain принадлежит группе SBA.

SBA – литовская группа компаний, владеющая более чем 30 предприятиями, производящими мебель, одежду и ведущими деятельность в сферах недвижимости и управления инвестициями.

В 2013 году SBA открыла в Беларуси предприятие «Mebelain» на территории свободной экономической зоны «Могилёв». Компания специализируется на изготовлении корпусной мебели. Основным видом производимой продукции является мебель для спален и гостиных, для столовых помещений и детских комнат.

Строительство и последующее развитие «Mebelain» финансировал Европейский банк реконструкции и развития. На строительство фабрики банк в 2010 году выделил 5 млн евро, а в 2018 году предоставил кредит ещё на 20 млн евро на её развитие.

В «Mebelain» работает 860 сотрудников. За время работы предприятие произвело более 5 млн единиц мебели, которая экспортируется в страны Европы и на восточные рынки.

Компании группы VMG

VMG – международный холдинг, работающий в деревообрабатывающей и мебельной промышленности, с центральным офисом в Клайпеде (Литва).

В Беларуси работает несколько предприятий, входящих в группу VMG:

ИООО «СВУДС экспорт» – лесопильный заводов в Борисове. Предприятие, основанное в 2011 году, занимает площадь 17,22 га, на которой расположен лесопильный завод, сушилки и деревообрабатывающие цеха.

Здесь производят строительную древесину, щепу, гранулы, а также мебель из массива хвойных пород деревьев.

ООО «ВМГ ВудАрт» – предприятие основано в 2018 году на территории Витебской свободной экономической зоны для создания крупного лесопильного производства. В настоящее время готовится участок 30 га для запуска производства щепы. На сайте холдинга VMG указано, что ООО «ВМГ ВудАрт» планирует начать работу в 2022 году.

ИООО «ВМГ Индустри» – предприятие создано в 2009 году в Могилёвской свободной экономической зоне. Один из крупнейших комплексов деревообрабатывающих и мебельных фабрик на территории Восточной Европы. Состоит из трёх заводов, занимающихся производством древесно-стружечных плит (ДСП), мебели и гнутоклееных деталей из древесины.

География поставок включает в себя такие страны как Швеция, Литва, Нидерланды, Германия, Австрия, Чехия, Франция, Великобритания и др.

ООО «ВМГ Индустри Групп» – основано в 2011 году, ведёт консалтинговую деятельность во всех компаниях группы VMG в Беларуси. Разрабатывает и реализует стратегические и инвестиционные проекты, оказывает финансовые, корпоративные, логистические и коммерческие услуги, отвечает за развитие производственно-технологического развития и централизацию специалистов.

Белтекс Оптик

«Белтекс Оптик» – подразделение компании «Yukon Advanced Optics Worldwide», которая является одним из крупнейших в мире производителей приборов ночного видения. Головной офис компании «Yukon» находится в Вильнюсе, а сам бренд создавался в Беларуси (Лида). Самые известные марки продукции – Pulsar и Yukon Advanced Optics.

Производственное предприятие «Белтекс Оптик» (Лида) выпускает цифровые прицелы ночного видения, лазерные дальномеры, дневные оптические прицелы, тепловизионные приборы наблюдения.

Продукция предназначена для гражданского рынка (охотники, спасатели, любители активного отдыха). Основные рынки сбыта – страны Евросоюза, США, страны постсоветского пространства.

МонолитПромИнвест

«МонолитПромИнвест» – представитель литовской компании «Bunasta» в Беларуси (владелец – Юргис Адомавичюс). Компания работает на рынке с 2009 года. Занимается экспедированием грузов и другими услугами в этой сфере. Оказывает полный комплекс таможенных и логистических услуг по доставке товаров из стран Западной и Восточной Европы до пункта назначения.

В прошлом году Юргис Адомавичюс жаловался литовским СМИ на проблемы в работе на белорусском рынке из-за санкций и конкуренции.

NatiVita

«NatiVita» – международная научно-производственная фармацевтическая компания. Производство расположено в г.п. Бешенковичи, Витебской области. «NatiVita» осуществляет свою деятельность с 2012 года при поддержке компаний-партнёров «Vertas Management» (Литовская Республика), «Natco Pharma Ltd» (Индия), «ИнвестФарма» (Словацкая Республика).

Предприятие создавалось благодаря инвестициям литовского бизнесмена Гядиминаса Жемялиса. Генеральным директором компании «NatiVita» является Томас Годелис.

В настоящее время «NatiVita» входит в ТОП-3 компаний на госпитальном рынке Республике Беларусь и является компанией №1 в онкологическом сегменте.

Литовские корни есть и у ряда других бизнес-проектов и компаний, работающих на территории Беларуси: сеть магазинов «Ома» (литовская группа компаний «Kesko Senukai»), сеть магазинов «Mart Inn» (опосредованный владелец – литовский бизнесмен Миндаугас Марцинкявичюс), «БелАгроБалтик» (дочерняя компания литовской «DOJUS agro» в Беларуси) и др.

Уйдет ли бизнес из Беларуси?

Спад литовско-белорусского сотрудничества в сфере бизнеса наметился ещё несколько лет назад и начал активно проявляться на фоне кризиса в 2020 году.

В 2021 году президент Конфедерации бизнеса Литвы Андрюс Романовскис, оценивая перспективы литовского бизнеса, заявил, что компаниям придётся отказаться от ведения дел в Беларуси.

Романовскис отмечал, что все литовские предприятия, работающие в Беларуси, осознали, что это рынок с высоким риском.

«Для Литвы это уже потерянный рынок. Актуальный вопрос сейчас – просчитать все вероятные потери, минимизировать убытки», – говорил Романовскис летом прошлого года.

Литовский экономист Паулюс Кунчинас придерживался схожей позиции. В августе 2021 года он заявил, что литовскому бизнесу следует принять как данность, что рынок Беларуси, скорее всего, не откроется в ближайшие 10–15 лет.

«Поэтому необходимо принять достаточно рациональное решение, чтобы отказаться от этого рынка», – отмечал Кунчинас.

Новые вызовы

В начале 2022 года отношения Литвы и Беларуси ухудшились на фоне запрета калийного транзита по территории прибалтийской республики. Правда, не все компании с оптимизмом восприняли решение литовского правительства. «Литовские железные дороги» и отдельные предприятия Клайпедского порта заявили, что прекращение сотрудничества с Беларусью, лишит их грузооборота, а значит, лишит и части дохода.

К примеру, литовский бизнесмен Игорь Удовицкий, крупнейший акционер терминала «BKT» в Клайпеде, специализирующегося на перевалке белорусских удобрений, отмечал, что остановка транзита продукции «Беларуськалия» станет серьёзным ударом по терминалу и его доходности.

Но если в начале февраля литовский бизнес был вынужден прекратить сотрудничество с Беларусью по указанию «сверху», то события в Украине в конце февраля привели к тому, что бизнес стал сам отказываться от ведения дел в Беларуси.

3 марта компания «Pulsar» (является частью «Yukon Advanced Optics Worldwide») объявила о новом подходе в производстве и поставках продукции. Напомним, компания специализируется на выпуске тепловизоров, приборов ночного видения, оптических прицелов для гражданского рынка.

«Наша компания имеет чёткую позицию, что её продукция не поставляется в зоны, где происходят военные конфликты. И в те страны, которые по местному и/или международному законодательству находятся в санкционных списках. В связи с этим мы прекратили поставки нашей продукции в Российскую Федерацию и Республику Беларусь», – сообщила компания.

Также компания высказалась о деятельности белорусского предприятия («Белтекс Оптик»).

«Деятельность предприятия в Беларуси ограничена. В настоящее время там производятся только детали и комплектующие, они поставляются исключительно в Литву, Латвию и Великобританию. Следует отметить, что, будучи социально ответственной организацией, мы не можем оставить без работы и дохода более 700 сотрудников. В связи с этим анализируются различные сценарии деятельности предприятия в Беларуси», – заявила компания «Pulsar».

4 марта появилось официальное сообщение компании SBA о приостановке деятельности белорусского предприятия «Mebelain».

«Могилёвское предприятие по производству мебели «Mebelain», входящее в группу SBA , прекращает свою деятельность. Здесь работает более 800 человек. Мы останавливаем деятельность нашего предприятия на неопределенный срок. У нас есть надежда, что со временем вся ситуация разрешится в положительном направлении», – заявил вице-президент группы SBA Эгидиюс Валентинавичюс.

Подтверждение этой информации можно найти и на официальном сайте компании «Mebelain», где указано, что предприятие «приостанавливает работу с 6 марта 2022 года до изменения сложившейся ситуации».

Таким образом, на сегодняшний день несколько литовских компаний, которые работаю в Беларуси, заявили о приостановке или ограничении деятельности. Возобновят эти предприятия работу или уйдут из Беларуси – покажет время.

Санкции приведут к сокращению бизнес-контактов

Ещё одно направление, которое имеет прямое отношение к бизнесу, – это отказ от сотрудничества с Беларусью тех компаний, которые базируются в Литве. Именно к этому призывала министр экономики и инноваций Литвы Аушрине Армонайте.

Министр пообещала оказать помощь литовскому бизнесу, искать новые рынки, клиентов и партнёров в других странах. И это не пустые слова, соответствующая программа уже запущена в Литве.

С конца февраля 2022 года в стране начала действовать программа финансовой помощи «Expo Certificate LT», которая поможет микро-, малым и средним предприятиям сократить расходы на сертификацию, испытания и исследования продукции, предназначенной для экспорта. Это особенно актуально для литовских предприятий, работающих на рынках Беларуси, России, Украины и Китая, которые сейчас ищут возможности для экспорта своей продукции в другие страны.

«Литовский бизнес, который сейчас работает на рискованных рынках, нуждается в расширении географии экспорта. Диверсификация рынков поможет увеличить объём экспортируемых товаров и услуг и снизить возможные риски. Мы также надеемся, что мера поддержки «Expo Certificate LT» простимулирует те малые и средние предприятия, которые ещё не сделали этого, задуматься о поиске новых рынков», – заявила Аушрине Армонайте.

Но даже те компании, которые не прислушаются к призыву Армонайте об уходе с белорусского рынка и не воспользуются новой программой, будут вынуждены пересмотреть торговые отношения с Беларусью уже в ближайшем будущем.

Причина – европейские санкции. Новый регламент Совета ЕС, опубликованный 2 марта в официальном журнале Евросоюза, предусматривает, что из Беларуси в ЕС запрещено ввозить древесину и изделия из неё, древесный уголь, цемент и изделия из него, бетон, железо и сталь, а также изделия из них, резиновые изделия, в том числе и покрышки.

Экспорт этих товаров в Евросоюз возможен только при предъявлении таможне договоров, заключённых до 2 марта 2022 года. Отсутствие контракта не позволит ввозить товары. У предприятий, торгующих этими продуктами, есть три месяца (до 4 июня текущего года), чтобы завершить все сделки.

На фоне обновлённых санкционных мер Евросоюза, Департамент таможни Литвы сделал официальное обращение к представителям бизнеса.

«Литовская таможня обращает внимание бизнеса на то, что усилила контроль за экспортом и импортом всех товаров. При проверке деклараций сотрудники таможни будут учитывать не только то, откуда или куда везут товары, но и финансовые учреждения, через которые осуществляется их расчёт. Таможенные процедуры будут приостановлены, если расчёты будут производиться через подсанкционные банки. Все случаи нарушения установленных требований будут расследованы, а нарушители будут привлечены к ответственности», – говорится в заявлении.

Таможенники напомнили, что за нарушение правил ввоза/вывоза может быть предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность.

«Литовская таможня ожидает от бизнеса правильной оценки ситуации и ответственного соблюдения запретов и ограничений Евросоюза в отношении России и Беларуси», – сообщает Департамент.

Таким образом, Литва нацелена на серьёзный пересмотр экономических отношений с нашей страной: Министерство экономики обещает поддерживать бизнес и его уход из Беларуси, а таможенные органы ужесточить контроль за ввозимой и вывозимой продукцией. Впрочем, пересмотр отношений начался ещё с конца 2021 года, когда ключевым стал «калийный вопрос».

Расширение экономических санкций отразится на торговых отношениях Литвы и Беларуси уже в текущем году. В 2021 году Литовская Республика (государственные и частные компании) активно закупала белорусскую продукцию, которая теперь попала под санкции.

Опираясь на данные статистики, можно проследить, сколько валюты зарабатывала Беларусь на экспорте в прибалтийскую республику.

Деревообрабатывающее производство: экспорт в Литву в 2021 году (товарные позиции):

  • лесоматериалы обработанные из сосны: количество – 526,2 тыс. м³, стоимость – 129 405,7 тыс. долл.;
  • плиты древесно-стружечные: количество – 64 839,3 м³, стоимость – 16 063,3 тыс. долл.;
  • фанера клееная: количество – 31 219,5 м³, стоимость – 20 452,9 тыс. долл.

Цементная промышленность: экспорт в Литву в 2021 году (товарные позиции):

  • строительные блоки и кирпичи: количество – 326,1 тыс. тонн, стоимость – 15 248,8 тыс. долл.;
  • изделия из цемента, бетона или искусственного камня: количество – 379,6 тыс. тонн, стоимость – 20 257,4 тыс. долл.

Металлургическая отрасль: экспорт в Литву в 2021 году (товарные позиции):

  • прутки горячекатаные в бухтах из нелегированной стали: количество – 34 291 тонна, стоимость – 26 883,9 тыс. долл.;
  • проволока из нелегированной стали: количество – 58 589 тонн, стоимость – 43 658,1 тыс. долл.

Это только несколько примеров, список экспортных товарных позиций гораздо шире. А это значит, что и суммы финансовых потерь будут гораздо значительнее.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!