Замедление годового прироста выпуска произошло из-за ослабления динамики в промышленности и падения в сфере строительства.
А вот объем ВВП в Беларуси по-прежнему превышает сбалансированный уровень. Эксперты BEROC в новом экспресс-анализе отмечают, что в сочетании со стремительным ростом издержек на оплату труда это ведет к поддержанию инфляционного давления.
Вместе с тем правительство с начала года еще больше усилило жесткость ценового контроля, воздействие которого привело к замедлению инфляции в январе 2024 г. и будет сдерживать ее далее ценой все большего негативного воздействия на финансовое положение организаций.
Прирост добавленной стоимости обрабатывающей промышленности замедлился с примерно 6% г/г в декабре 2023 г. до 4,6% г/г в январе 2024 г., а ее вклад в годовой прирост ВВП уменьшился с примерно 1,4 до ≈1,1 п.п. соответственно.
Выпуск обрабатывающих отраслей (в реальном выражении с устранением сезонности) в январе увеличился примерно на 1% к уровню предыдущего месяца, но оставался ниже пиков сентября-октября 2023 г. Региональная динамика указывает на возможное увеличение в начале года производства нефтепродуктов и/или продукции металлургии, в то время как машиностроительный и пищевой комплексы, а также выпуск калийных удобрений стагнировали в среде достигнутых производственных и инфраструктурных ограничений.
Увеличение промышленного производства в январе сопровождалась наращиванием запасов и повышением их объема относительно выпуска
Запасы перестали снижаться с IV квартала 2023 г., что может косвенно указывать на затруднения со сбытом у предприятий промышленности, в том числе из-за усиления конкуренции на российском рынке. О последнем, помимо прочего, сигнализирует продолжавшаяся в конце прошлого года стагнация белорусского экспорта товаров. В результате рентабельность продаж в промышленности в декабре 2023 г. снизилась более чем в два раза в сравнении с 2022 г. (до 4,4%), а в целом у предприятий и организаций в декабре сформировался чистый убыток в размере 1,3 млрд рублей.
Сокращение добавленной стоимости строительства на 7,7% г/г в январе 2024 г. после ее прибавки на примерно 17,3% г/г в декабре 2023 г. стало основной причиной замедления годового прироста ВВП
Объем строительных работ (с устранением сезонности) резко снизился в начале текущего года после заметного роста в декабре 2023 г. Такая волатильность может объясняться попыткой максимально приблизиться к плановым целевым показателям по инвестициям в прошлом году на фоне подавленного бизнес-климата. В связи с этим нельзя исключать некоторого отскока или стагнации в строительстве в феврале-марте.
Капитальные вложения в машины, оборудование и транспортные средства стагнировали в январе. В целом динамика инвестиций с осени прошлого года указывает на ослабление инвестиционного спроса в условиях, когда наращивание выпуска уперлось в потолок, конкуренция со стороны иностранного бизнеса на внешних и внутреннем рынках возросла, а «искусное» госрегулирование цен на внутреннем рынке и давление на предпринимателей подавляют стимулы к инвестициям и качественным инновациям.
Транспорт и IT оставались в стагнации в начале текущего года
Грузооборот (с устранением сезонности) в январе 2024 г. показал рост около 1% к декабрю 2023 г., однако на фоне масштабного падения в предыдущие годы он все еще находился вблизи минимальных значений – минус ≈39% к уровню 2021 г.
Добавленная стоимость сектора информации и связи сократилась на 5,8% г/г в январе 2024 г., отняв ≈0,3 п.п. от годового прироста ВВП. Темпы падения в секторе уменьшились, однако это преимущественно отражает сравнение с более низкой базой из-за сжатия IT сферы на протяжении семи кварталов подряд после I квартала 2022 г. С устранением сезонности номинальная добавленная стоимость в секторе информации и связи оставалась вблизи уровней предыдущих месяцев, что указывает на стагнацию.
Потребительский спрос сохранялся высоким в начале текущего года, но его динамика постепенно ослабевает
Розничный товарооборот (с устранением сезонности) продолжал расти в январе 2024 г., но более медленными темпами в сравнении с предыдущими месяцами. При этом объем потребления товаров оставалась высоким – примерно на 11% превышал среднемесячный уровень 2021 г. Во многом благодаря сильной потребительской активности импорт товаров в прошлом году устойчиво превышал их экспорт
Спрос населения на товары продолжали поддерживать кредитование и рост заработных плат. Кредитование физических лиц в начале года росло высокими темпами, что указывает на сохранявшуюся мягкость денежно-кредитных условий. Принятых в конце прошлого года мер Нацбанка по сужению монетарных стимулов, при прочих равных, недостаточно для устойчивого возврата потребительского спроса к сбалансированному уровню после перегрева. Зарплаты в конце прошлого года продолжали активно расти в среде дефицита кадров, что не только поддерживало спрос, но и усиливало ценовое давление из-за повышения издержек на труд.
Годовая инфляция в январе составила 5,9% г/г, однако интенсивность инфляционных процессов снизилась в начале текущего года
Аннуализированный месячный прирост потребительских цен (с устранением сезонности) снизился с почти 10% м/м в декабре 2023 г. до примерно 6% м/м в январе 2016 г. Сильно замедлилась небазовая инфляция, что преимущественно объясняется снижением в январе цен на плодоовощную продукцию (с устранением сезонности) после их быстрого роста в конце прошлого года. Базовая инфляция также замедлилась с примерно7% м/м в декабре 2023 г. до примерно 5,7% м/м в январе 2024 г.