В Беларуси ставка рефинансирования сейчас составляет 9,25 %. Последний раз она повышалась в июле.
Эксперты ожидали, что Нацбанк Беларуси последует примеру российских коллег, особенно на фоне того, что в последний месяц показатель по инфляции составил 10,2 % в годовом исчислении. Аналитики ЕАБР допускают, что на фоне двузначной инфляции белорусский Нацбанк может повысить ставку рефинансирования в ноябре-декабре текущего года до 10 %, пишет Ежедневник.
Экономист проекта BEROC Дмитрий Крук также считает, что "основания для повышения ставки, однозначно, есть". "В настоящий момент можно даже глубоко не погружаться в технические подробности. Можно просто зайти на сайт Нацбанка и увидеть по соседству две цифры: основная цель монетарной политики – инфляция 5 %; фактическое значение – 10.2 %, – комментирует Крук. - Этим все более чем сказано. Это, примерно, как при разгорающемся пожаре, когда виден уже открытый огонь, сидеть и раздумывать, а точно ли это огонь? А может он не столь велик и если его не замечать, то он сам погаснет? А может, коль он разгорелся не по нашей вине, то и тушить не стоит? А может это такой необычный вид огня, который светит, но не сжигает?"
По словам эксперта, с конца 2020 года вопреки принимающей все более четкие очертания инфляция, Нацбанк либо избегает повышения ставки вовсе, либо делает это с запозданием и в недостаточной мере.
"Сегодня ситуация обостряется тем, что это, во-первых, уже не только угроза на будущее, а имеющая место серьезная проблема сегодня. Во-вторых, масштаб этой проблемы в будущем становится все более угрожающим", - считает Крук.
Почему так себя ведет регулятор? "Главную причину я бы сформулировал так: они не могут себе больше позволить руководствоваться нормальной для центрального банка логикой борьбы с инфляцией, - говорит экономист проекта BEROC. - В какой-то мере поле для маневра ограничивают накопленные диспропорции и изъяны в нашей экономике. Например, повышение ставки, желаемое для сдерживания инфляции, может усугубить ситуацию с исполнением обязательств по кредитам, и обусловить дополнительную нагрузку на бюджет. Но сегодня гораздо более важна прозаичная причина – Нацбанк во многом утратил свой административный вес, который был в 2015-2019 гг. А у тех, чей административный вес сегодня превалирует, приоритеты другие: подтолкнуть рост выпуска, спрятать под ковер проблемные долги, запустить новый цикл кредитования. Приняв новую реальность и смирившись с ней, Нацбанк в результате если с инфляцией и борется, то в основном тайком и украдкой. Для этого они иногда пытаются осторожно дернуть за не самые важные ниточки, но так чтобы не получить по рукам от товарищей поглавнее. Чтобы повысить ставку в таких условиях нужны очень веские и очевидные основания".
С сентября Банк России и Нацбанк Беларуси обсуждают гармонизацию денежно-кредитных политик двух стран в рамках 28 союзных программ. Соглашение должно быть направлено на достижение сопоставимого и устойчиво низкого уровня инфляции, создание схожих финансовых условий для субъектов хозяйствования в обеих странах. При этом в РФ исходят из того, что в перспективе НБРБ будет переходить к таргетированию инфляции. Может ли ЦБ подтолкнуть Нацбанк Беларуси к повышению ставки рефинансирования?
"Действительно, повышение ставки Центробанком России таким основанием вполне еще может стать. Не в том смысле, что это, безусловно правильно и так нужно делать. Хоть мы с Россией и в ЕАЭС, и объемы торговли велики, инфляционные паттерны ощутимо отличаются. И поэтому в общем случае следование за действиями ЦБ РФ – ущербная логика. Но "товарищи поглавнее" в такую логику верят. И для них аргумент «в России так делают» очень важен. Потому, думаю, Нацбанк в своем курсе подпольной борьбы с инфляцией этот аргумент все же постарается задействовать. А потому, не исключаю, что в ближайшее время ставка все же на какой-то шаг (скорее небольшой) возрастет. Только как показывает практика последнего года, борьба с инфляцией украдкой, в лучшем случае позволяет проблемы сгладить и растянуть, но не решить", – резюмировал Дмитрий Крук.