Скандальное постановление белорусского правительства, фактически запретившее посредническую деятельность, уже стало новейшей историей. Однако причины его появления все равно остаются интересными.
Наиболее распространенным версией является предположение о том, что история с принятием постановления № 991 "О некоторых вопросах приобретения товаров на территории Беларуси" и его последующей отменой является тонкой пиар-кампанией А. Лукашенко. Дескать, глава государства решил поднять свой рейтинг среди предпринимателей и поступил проверенным способом: сначала поручил своим подчиненным создать проблему, а затем успешно ее решил.
По правде говоря, идея не выдерживает критики. Заработать очки в глазах предпринимателей таким образом невозможно - деловые люди в подобные истории просто не верят. То есть, конечно, из вежливости и прагматизма могут делать вид, но не более... В глазах же далеких от экономики обывателей предстать спасителем бизнеса также не удалось: большинство населения совершенно не заметило постановления, да и проблемы субъектов хозяйствования его мало волнуют.
Скорее всего, бурная реакция А. Лукашенко на постановление № 991 - это попытка исправить ситуацию и дистанцироваться от неудачного решения. Кроме того, президент попытался представить скандальный документ как досадную оплошность, ошибку одного маленького клерка, недоразумение, которое никак не влияет на общий либерализационный курс.
Отсюда и пресловутый его рассказ о некоем деятеле, который написал постановление и, бросив его на стол премьер-министру, уехал в отпуск. Подобные рассказы вызывают лишь улыбку. Это ведь только в романах Юлиана Семенова занимавший довольно скромную должность Макс Отто фон Штирлиц мог манипулировать вождями Третьего рейха. Поэтому позволим себе не поверить в то, что высшее руководство страны и президент в частности не знали о подготовке антиторгового постановления.
Но что же заставило А. Лукашенко потребовать отмены этого документа и даже обвинить правительство в нарушении процедуры его принятия? Неужели бурная реакция делового сообщества? В некоторой степени - да, но влияние бизнеса в нашей стране весьма и весьма мало.
Скорее всего, пойти на попятную главу государства вынудила необходимость демонстрировать рыночные преобразования разного рода международным финансовым институтам. В стране банально нет денег и одолжить их можно только у МВФ и ему подобных структур. Но условием предоставления займов являются рыночные реформы. А здесь такой прокол! И еще эти противные бизнесмены "хай" подняли. Вот и пришлось оправдываться.
Кроме того, появление постановления № 991 в очередной раз продемонстрировало все недостатки белорусской системы госуправления. Документы такого уровня, столь кардинально меняющие условия хозяйственной деятельности, должны, по идее, приниматься парламентом. То есть законопроект должен обсуждаться публично с привлечением общественности, пройти стадии принятия в двух чтениях, одобрения верхней палатой и, наконец, подписания президентом, который может наложить вето. Все эти процедуры позволяют предотвратить ошибки и учесть различные мнения.
Но в нашей стране все не так. Если верить главе государства, нормативный акт, остановивший всю торговлю, был "состряпан" неким чиновником без уведомления высшего руководства страны. Более того, премьер, на стол которого "бросили" этот документ, вероятно, подписал его не читая, в лучшем случае проглядев по диагонали.
И как можно вкладывать деньги в страну, где ни один начальник не знает, что творят его подчиненные?..