Судья Верховного Суда Республики Беларусь Александр Паутов рассказал о текущем регулировании рынка криптовалют и возможных нововведениях на нем.
Интервью с ним опубликовал портал pravo.by.
– Александр Михайлович, какие требования законодатель предъявляет к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые намерены осуществлять операции с криптовалютой?
– Для начала остановлюсь на правовом регулировании данной сферы. Республика Беларусь оказалась одной из первых стран, которая на законодательном уровне урегулировала, что можно делать с криптовалютами. Уже в декабре 2017 г. был принят Декрет № 8 о развитии цифровой экономики. В документе было определено, какие действия можно совершать с криптовалютами.
Так, в отношении юридических лиц разрешены операции с криптовалютами через резидентов Парка высоких технологий. Самостоятельно они не могут осуществлять подобные сделки. Дополнительных требований к ним не предусмотрено.
В отношении индивидуальных предпринимателей Декрет оговаривает то, что сделки с криптовалютами могут осуществлять индивидуальные предприниматели – резиденты Парка высоких технологий. Разрешение на совершение сделок, иных действий с криптовалютой индивидуальными предпринимателями – нерезидентами Парка высоких технологий нормативный правовой акт не содержит. В последнем случае индивидуальные предприниматели в своей деятельности криптовалюту использовать не могут.
При этом поясню, что расплачиваться криптовалютой нельзя ни предпринимателям, ни юрлицам. Есть один момент, который вводит в заблуждение. Многие считают, что криптовалюта – это валюта, а валюта – это деньги. На самом деле криптовалюта – это не платежное средство, это не деньги. Часто идут споры о правовой природе криптовалюты, пока эксперты склоняются к мнению – называть это «иным имуществом». Поэтому с криптовалютой разрешены только те действия, которые перечислены в декрете.
– А что касается физических лиц? Могут ли они осуществлять с цифровыми знаками (токенами) какие-либо операции на территории Республики Беларусь? Разрешено ли у нас в стране покупать и продавать криптовалюту?
– Если говорить о физических лицах, то им разрешен майнинг. То есть с использованием специального оборудования физическое лицо может добывать криптовалюту. Разрешено хранение: то есть добыли – можно хранить. Разрешен обмен токенов на иные токены. Обращаю внимание, не обмен на иное имущество, а обмен только криптовалюты на иную криптовалюту. Также можно приобретать, отчуждать, но опять же за деньги, то есть за белорусские рубли либо иностранную валюту.
Нельзя менять криптовалюту на иное имущество и нельзя расплачиваться криптовалютой. Например, нельзя получать ее в качестве заработной платы, оплаты за какие-либо услуги, то есть нельзя совершать любые действия, где криптовалюта будет выступать в качестве платежного денежного средства.
Подчеркну, что все операции с криптовалютой физические лица могут осуществлять в своих целях. Любая посредническая деятельность является незаконной. Как пример такой деятельности можно привести оформление банковской карты на физическое лицо и совершение операций в интересах третьих лиц. Или, например, человек взял у кого-то деньги, на них купил криптовалюту и передал кому-то. Все это уже не самостоятельная деятельность, она является противоправной и подпадает под незаконную предпринимательскую деятельность.
К сожалению, к подобной деятельности часто привлекают несовершеннолетних, когда 12–13-летние подростки по просьбе неизвестного лица в телеграм-канале совершают незаконные операции и потом попадают в поле зрение правоохранителей. Поэтому еще раз особо обращаю внимание, что физлица могут совершать операции с криптовалютой только в личных целях.
– Какая предусмотрена ответственность за незаконную деятельность с криптовалютой? Как Вы прокомментируете складывающуюся судебную практику в этой сфере?
– Все эти действия, которые я перечислил, были изначально разрешены в Декрете № 8 без каких-либо ограничений. Но в связи с развитием цифровой валюты стало появляться много фактов использования ее в нелегальных целях. Например, для легализации средств, добытых преступным путем, особенно в сфере наркоторговли. Поэтому для предотвращения негативных последствий такого использования в 2021 году были внесены изменения в Декрет № 8 – введен подпункт 2.6, в соответствии с которым стало запрещено оказание содействия иным лицам в совершении или исполнении сделок с криптовалютой.
Принимая во внимание, что до 2021 года ответственность за нарушение законодательства в этой сфере была не предусмотрена, то до введения подпункта 2.6 не было и административных дел в судах. После 2021 года они стали поступать. Исходя из практики ответственность за них в настоящее время наступает по статье 13.3 Кодекса об административных правонарушениях за незаконную предпринимательскую деятельность.
Говоря о статистике, можно сказать, что основная масса дел пришла в экономические суды республики в 2023 году. Так, если в 2022 году это были единичные дела, например, самый большой суд – экономический суд города Минска рассмотрел 2 дела, то за 2023 год рассмотрено более 130 дел по всей системе экономических судов.
Что касается ответственности, то наибольшую обеспокоенность вызывает тот факт, что санкцией статьи предусмотрена конфискация дохода, полученного от незаконной предпринимательской деятельности с использованием криптовалют. В данном случае под доходом имеется в виду вся сумма выручки без учета затрат, то есть все сделки по реализации криптовалюты будут входить в общую сумму выручки и от этой суммы дохода будет высчитываться, какая сумма подлежит конфискации.
Отмечу, что доход конфискуется в рублях – это вполне ощутимые суммы. При этом если будет изъята криптовалюта, то ее тоже можно реализовать и пустить полученную денежную сумму в счет суммы, подлежащей конфискации.
В уголовном судопроизводстве есть специальный нормативный акт, который регулирует, каким образом подлежат изъятию средства от реализации криптовалюты. Прорабатывается вопрос, чтобы распространить его действие и на сферу дел об административных правонарушениях.
Что же касается штрафов, то их размеры составляют от 20 до 50 базовых величин для физических лиц, от 20 до 200 – для индивидуальных предпринимателей, до 500 – для юридических лиц.
– Если возвращаться к физическим лицам, подлежат ли декларированию и налогообложению доходы от операций с цифровыми знаками (токенами)?
– Когда мы говорим о легальной деятельности, то здесь действует льгота и физические лица не уплачивают подоходный налог. Она была введена до 1 января 2023 г. и продлена до 1 января 2025 г. Но что касается дохода, полученного от незаконной предпринимательской деятельности, то сумма, которая не была конфискована в рамках дела об административном правонарушении, дополнительно будет облагаться налогом со стороны налоговых органов.
– Может ли физическое лицо осуществлять деятельность, связанную с приобретением и отчуждением токенов на криптобиржах, зарегистрированных за пределами Республики Беларусь? А если речь о ситуации, когда такие действия осуществляет индивидуальный предприниматель?
– Физические лица могут совершать любые сделки, в том числе и на названных площадках. Повторюсь, только в своих интересах.
– Как Вы считаете, необходимо ли дополнительно, например, на законодательном уровне урегулировать вопрос неоднозначного восприятия людьми законности операций с криптовалютой, чтобы человек понимал, что можно и что нельзя?
– Да, необходима разработка нового правового акта, который более четко бы разграничил деятельность с криптовалютами, разрешенную от запрещенной. Более того, в данном направлении уже ведется работа на межведомственном уровне. Проговаривается концепция нового нормативного правового акта, прежде всего в отношении действий физических лиц. Предлагается предусмотреть такую схему, в рамках которой можно будет совершать сделки в виртуальном пространстве по обмену криптовалют на иные криптовалюты. При этом сделки, связанные с переводом криптовалюты в деньги, например белорусские рубли, должны будут совершаться только через резидента Парка высоких технологий. Хотя есть мнение, чтобы физическим лицам вообще запретить совершение любых действий самостоятельно, без участия резидентов Парка высоких технологий, наподобие покупки валюты, которая должна осуществляться через банки, через обменные пункты.