Арбитражный суд в Калининграде блокировал австрийскому RBI распоряжение акциями своей 100%-ной «дочки» — российского «Райффайзенбанка».
Таким образом, любая смена владельца актива сейчас невозможна, сообщает Bell.
Насколько дополнительно затянется уход все еще крупнейшего в России иностранного банка, непонятно. Во всяком случае предварительные слушания состоятся только 16 октября.
Иск, очевидно, связан со сложной схемой, которая позволила бы RBI вывести заблокированные в России дивиденды через покупку ее «дочкой» за рубли кипрской Rasperia (которую контролировал Олег Дерипаска). У актива миллиардера было реальное наполнение — доля 27,8% в крупном австрийском строительном концерне Strabag, которая оценивалась в 1,5 млрд евро. Российский «Райффайзен» затем должен был передать актив RBI в виде дивиденда в натуральной форме.
В итоге сделка расстроилась — США сочли, что она нарушает санкционный режим, и австрийские власти заставили RBI отказаться от нее. В мае RBI объявил, что не будет приобретать долю в Strabag.
Год назад суд можно было бы посчитать частью стратегии затягивания выхода со стороны самого RBI. В прошлом году банк получил в России 250 млрд российских рублей выручки и вошел в топ-10 иностранных компаний по этому показателю. В первом полугодии текущего года он снова получил больше половины всей прибыли в России.
С тех пор давление на RBI со стороны европейских регуляторов выросло, а «Райффайзенбанк» стал реально и последовательно сворачивать операции.
Так что сейчас вероятнее версия FT: реальный покупатель на Райффайзенбанк нашелся, а суд и заморозка — это способ сбить цену, как было с активами Volkswagen. Примечательно, что те иски подала группа ГАЗ Дерипаски. Автозаводы в итоге достались за бесценок владельцу автодилера «Авилон» Александру Варшавскому.
Кто именно претендует на российскую «дочку» RBI, достоверно не известно. Сама компания говорила, что у нее были два претендента, но их не устраивало вынужденное ужимание российского бизнеса. Так что покупатель может стать большим сюрпризом.