Нельзя сказать, что на Беларусь накатывается санкционный вал, и все же санкционное давление очень ощутимое. На этом фоне биржевая торговля видится легальным вариантом «обхода санкционного забора», возведенного вокруг страны.
Газета «Белорусы и рынок» постаралась выяснить, как Белорусская универсальная товарная биржа (БУТБ) помогает отечественным предприятиям в непростое время, каковы объемы торгов, перспективы?
Биржевые торги не требуют от менеджмента компаний налаживания связей, личных контактов и множества других мелочей, сопровождающих заключение договоров и гирями висящих на в первую очередь сроках заключения контрактов. Но многие позиции, по которым на БУТБ шли торги, попали под санкции, поставившие целые отрасли в весьма сложное положение. Как сама биржа «отреагировала» на санкции?
По словам первого заместителя председателя правления БУТБ Эдуарда БЕЛЬСКОГО, очередной пакет ограничительных мер не застал ее врасплох. Причина — в той или иной степени под санкциями страна живет уже не первый год, поэтому был сделан ряд шагов, позволивших и дальше вести торговлю.
«Основа любых торговых отношений – расчеты между продавцом и покупателем. Предвидя сложности с движением денежных средств, мы заблаговременно открыли ряд дополнительных счетов в белорусских и иностранных банках. Благодаря этому каких-либо серьезных проблем с платежами наши клиенты сейчас не испытывают. Более того, насколько это было возможно, мы перешли на расчеты в национальных валютах. Конечно, в первую очередь это коснулось России и Китая», — рассказал Бельский.
В последние годы биржа активно развивается, 2021 год стал для БУТБ рекордным по товарообороту. Насколько санкционное урезание сказалось на объемах торгов в 2022-м, по каким категориям они упали, по каким выросли? По словам первого заместителя председателя правления биржи, несмотря на высокую базу сравнения, практически все основные товарные направления демонстрируют рост по итогам полугодия.
«Продажи металлопродукции увеличились на 8% в стоимостном выражении, до 1,1 млрд рублей, сельхозпродукции – на 17%, до 964 млн, промышленных и потребительских товаров – на 16%, до 293 млн рублей. В минус ушла только лесопродукция, где значительную долю занимал экспорт пиломатериалов и щепы в страны Евросоюза и Великобританию. В 2021-м через биржевую площадку на эти рынки реализовано 2 млн кубометров пилопродукции и свыше 1 млн кубометров щепы и древесных отходов. Даже без учета проблем с логистикой оперативно перенаправить весь этот объем на другие рынки, мягко говоря, затруднительно», — рассказал Бельский.
Торговля лесоматериалами и продукцией деревообработки на БУТБ шла довольно бойко, объемы росли как на дрожжах. Сейчас они обвалились? Нет!
Именно биржевая «дверь» в санкционном заборе позволила деревообработчикам найти новых покупателей. К примеру, вчетверо вырос экспорт обрезных пиломатериалов в Азербайджан, активно идут продажи в Китай, Турцию, Израиль, Узбекистан и Грузию. Кроме того, боле чем в 7 раз увеличились поставки в Россию, которая раньше практически не покупала доску белорусского производства. Во многом это связано с «гибкой ценовой политикой экспортеров, которые сумели оперативно адаптироваться и предложить рынку конкурентоспособную по качеству и стоимости продукцию». Так что, принимая во внимание текущий уровень цен в Российской Федерации и хорошо налаженное транспортное сообщение между нашими странами, данное экспортное направление рассматривается, как одно из приоритетных наряду с Азией и Ближним Востоком.
Но не только новые направления помогают деревообработчикам.
«Сейчас падение экспорта в значительной степени компенсируется за счет продаж на внутреннем рынке. Так, объемы реализации услуг по лесозаготовке выросли на 21%, до 143 млн рублей, а пиломатериалов — более чем в 5 раз, до 152 млн. Схожая динамика наблюдается и по другим группам товаров. Наглядный пример — секция мясного сырья и полуфабрикатов», — рассказал Эдуард Бельский.
Несмотря на то, что ЕС и США ввели серию запретов на поставки белорусских товаров, объемы экспорта в ту же Польшу с февраля выросли на 28%. Может, на бирже и с продажами в ЕС и США все обстоит неплохо? Ведь не так давно объем экспорта и его величина в долларах в эти страны росли даже на фоне введенных санкций.
«Отмечу, что санкции затронули лишь часть экспортных поставок, пусть и значительную. Поэтому помимо поиска новых покупателей санкционных товаров мы активно развиваем «несанкционный» экспорт. Скажем, продукция переработки масличных культур по-прежнему идет в Европу. Туда же экспортируется меласса и лом черных и цветных металлов. Вместе с тем главную ставку мы все-таки делаем на страны СНГ, Китай и Ближний Восток. В долгосрочной перспективе, скорее всего, именно эти направления станут главными драйверами роста биржевого экспорта», — рассказал представитель БУТБ.
А как же стоит оценивать перспективы БУТБ на фоне санкционных пакетов и российско-украинской войны? Где скрыты резервы? Есть ли новые проекты/программы/направления, которые откроет биржа в ближайшее время и поможет отечественным компаниям законно уходить от санкционного удара?
По словам специалиста, биржа как универсальный рыночный механизм будет востребована всегда, а учитывая, что на сегодняшний день доля биржевой торговли в оптовом товарообороте страны составляет всего лишь 7%, резервы для дальнейшего роста просто огромные.
«Поэтому будем, с одной стороны, развивать уже освоенные товарные направления, наращивая объемы сделок и привлекая дополнительных участников, а с другой – прорабатывать новые перспективные товарные позиции. Конечно же, многое будет зависеть от ситуации на внутреннем рынке и от внешних факторов, которые могут потребовать корректировки намеченных планов. В любом случае в ближайшей перспективе планируем сосредоточиться на площадке импортозамещения. Это не только важный имиджевый проект для биржи, но и действительно полезный инструмент для белорусских компаний. Соответственно, наша задача сделать его максимально удобным, доступным и простым в использовании», — резюмировал Эдуард Бельский.