Как стоит относиться к миграционному кризису на белоруссколитовской границе? Кто организовывает и управляет потоками нелегалов? Сколько мигрантов еще могут быть переброшены через границу? Чем и когда этот кризис завершится?
Ответы на эти и другие вопросы газета «Белорусы и рынок» искала с помощью экспертов.
Организованный и управляемый
Литву наводнили незаконные мигранты из Беларуси — через границу, протяженность которой составляет около 700 километров, начиная с июня практически ежедневно незаконно переходят десятки (иногда более сотни) человек. По состоянию на середину июля их число перевалило за 1700, что более чем в 20 раз больше, чем за весь прошлый год!
Около половины нелегалов — из Ирака, остальные — из Сирии, Афганистана, других стран Азии и Африки. Почти все без документов и просят предоставить убежище. Но не только на белорусско-литовской границе обнаруживаются десятки мигрантов — такие группы стали задерживать и польские пограничники.
Литовские власти назвали этот миграционный кризис гибридной агрессией со стороны белорусских властей. Премьер-министр Ингрида Шимоните заявила, что обнаружены первые доказательства того, что Беларусь специально создала его: «Есть туристические агентства и прямые рейсы, например между Минском и Багдадом, есть агентства в Беларуси и других странах, которые заманивают этих так называемых туристов в Минск».
Через несколько дней министр обороны Литвы Арвидас Анушаускас уже прямо обвинил белорусские власти в организации нелегальной миграции, заявив, что перед проникновением выходцев из стран Азии и Африки на территорию Литвы с ними проводят инструктаж в Беларуси: «Нелегальные мигранты рассказывают, что люди в камуфляже инструктируют их, как уничтожить документы, как вести себя во время опроса, что говорить, о чем не упоминать». По его словам, спровоцированная белорусскими властями волна миграции в Литву является ответом Минска на санкции ЕС: «Это асимметричный ответ белорусского режима, который симметричные ответные меры применить не может».
Председатель Европейского совета Шарль Мишель, посетивший Литву и побывавший на границе с Беларусью, также считает, что наплыв мигрантов не случаен. Еврочиновник заявил, что поднимет этот вопрос на следующей неделе на встрече с главой правительства Ирака.
Как следует относиться к происходящему? Военный эксперт Егор ЛЕБЕДОК считает, что это не стихийно возникшая проблема: «Это управляемый кризис, созданный на нашей территории, и это очевидно. Что касается наплыва мигрантов в сопредельные страны, то он пока не катастрофический, а вполне умеренный даже для Литвы. Но кризис может стать более масштабным, ведь об этом говорил и Лукашенко, упоминая Афганистан и Иран. Есть возможность «расширить представительство» Африки. А пока большинство мигрантов — из Ирака, и прибывают они в Беларусь вполне легально: самолетами, которые с недавних пор летают из Багдада в Минск с удвоенной частотой».
Евросоюз поможет Литве
Литовские власти не ограничились заявлениями, и в попытке остановить наплыв нелегалов стали строить вдоль границы заграждения, привлекли к ее охране армейские подразделения и запросили помощи Евросоюза. В Брюсселе пообещали не оставить Литву наедине с проблемой, а также направили «группы поддержки» — специалистов из пограничных ведомств разных стран.
Почему же бывшая ранее «на замке» граница вдруг стала легко преодолимым барьером? Может, она не оборудована должным образом? Военный эксперт и журналист Александр АЛЕСИН отметил, что дело в другом: «Наибольшую роль играет ответственное отношение наших пограничников. Белорусские власти решили провести что-то типа итальянской забастовки. Юридически никаких нарушений нет: этих людей не разыскивает Интерпол, они не нарушают никаких законов нашей страны. Ведь в южной Европе происходит то же самое, только там они не в минский аэропорт прибывают, а плывут на кораблях и периодически тонут. На юге этим процессом управляет Эрдоган, и за то, что он пускает или не пускает этих людей, Евросоюз платит ему определенные бонусы и не ссорится с ним, потому что у него в руках «задвижка»: он может пустить в ЕС миллионы беженцев с Ближнего Востока.
Аналогично повел себя Лукашенко, потому что Евросоюз нарушил принятые на себя обязательства: он не признает его власть легитимной. В ответ «задвижка» была поднята».
Александр Алесин также рассказал, что инфраструктура на границе соответствует всем требованиям, причем возводилась она в том числе и на средства Евросоюза: «Благодаря программе ТАСИС была оказана некоторая помощь, но далеко не на деньги Евросоюза охраняется граница и создавалась инфраструктура. Да, европейцы выделили немалые средства (несколько десятков миллионов евро) по нескольким проектам, но техническое обеспечение, обеспечение средствами связи, наблюдения, транспортными средствами — это все либо российское, либо белорусское, либо еще советское производство. Основные издержки несли Беларусь и отчасти Россия, для которой это внешняя граница Союзного государства. И не только пограничники вдоль нее ходят, но и ведется радиотехническое наблюдение за границей — спецсредства помогали обнаружить нежелательное движение через границу или в ее районе».
Мина под собственную безопасность
На то время, когда мы разговаривали с экспертами, количество задержанных литовскими пограничниками нелегалов перевалило за 1700. До каких масштабов может вырасти поток мигрантов? По словам Егора Лебедка — в три раза. Но есть нюансы: «Многое зависит от того, как Евросоюз поработает с государствами, которые «поставляют» мигрантов в Беларусь, и насколько эти страны будут долго «работать» с Беларусью по этой тематике. Но увеличить поток в три раза можно без особых проблем, запустив прямой рейс и открыв второй поток — из Афганистана или Таджикистана. Через Турцию можно «наладить поставки» из Африки. Но при таком увеличении высока вероятность того, что частично эти люди будут оседать на территории Беларуси: одних литовские пограничники не пропустят через границу, другие банально заблудятся. Кого-то белорусские пограничники в итоге отловят, а кого-то и нет».
По мнению обоих экспертов, рост количества мигрантов обусловлен не только тем, что белорусские власти как минимум перестали активно задерживать гостей с Ближнего Востока и из других стран, но и с тем, что заработало «сарафанное радио».
«В Беларуси существуют землячества выходцев из Афганистана, Сирии, Ирака, Ирана и других стран. Теперь они сообщили своим землякам о том, что меры по их задержанию не то что ослаблены, а, надо понимать, вообще сняты. И сейчас, если это не вооруженные люди, не контрабандисты, не террористы, не организованная преступность, а гуманитарные беженцы, то их движение через границу происходит беспрепятственно, насколько я могу понимать», — предположил Александр Алесин.
«В соцсетях есть группы «Иракцы в Беларуси», «Беларусь по-арабски» и тому подобные, причем они открытые. В них периодически мелькают вопросы типа «Как перейти в Литву?» или же «Предложения о помощи». Да, их быстро удаляют, так как группы позиционируют себя как не связанные с этим сообщества, но тем не менее. Есть также чаты в телеграме об эмиграции в Европу. В открытых группах некоторые участники пишут, что не стоит незаконно переходить границу Литвы, что людей задерживают. Вполне вероятно, что это и не иракцы пишут, по профилям не всегда понятно», — рассказал Егор Лебедок.
Он также отметил, что не следует думать, что организация перехода границы в данном случае — бизнес: «У нас, как всегда, все подгоняют под привычные лекала. По мне, так нет никакого бизнеса, по крайней мере с белорусской стороны он не доминирует — работает режим «приняли — отправили». Задача не денег получить, а напакостить соседу. А бизнес этот — легальный туристический. Желающие прилететь в Беларусь покупают стандартный восьмидневный тур за 560–800 долларов (сумма зависит от отеля) — вот и все их траты. Может быть, в Ираке они и доплачивают, но что-то мне подсказывает, что в Беларуси — нет. Вполне вероятно, что желающие взять эти деньги есть, но это вряд ли допустили у нас, потому что это приведет к расхлябанности служб, которые их доставляют, а это чревато выходом ситуации из-под контроля. Поэтому предположу, что иностранцев в командном порядке доставляют — и все».
Все закончится «в один день»
«Если кто-то думает, что мы сейчас закроем границу с Польшей, Литвой, Латвией и Украиной и превратимся в отстойник беглых из Афганистана, Ирана, Ирака, Ливии, Сирии, Туниса, он просто заблуждается как минимум», — заявил Александр Лукашенко, комментируя происходящее на границе.
Как долго может продолжаться кризис?
«Он по команде был начат и по команде же закончится — это очевидно контролируемая схема, и контролируется она не какой-то международной преступной группой. Это управляемые потоки, всем понятно. И если ЕС пойдет на попятную, поток можно приостановить. Или если никакого смысла в этом потоке не будет. К примеру, литовцы договорятся с властями ЕС, и мигрантов начнут распределять по странам Евросоюза, как было в 2015–2016 годах. И тогда ситуация осложнится тем, что нелегалы будут оседать в Беларуси. Все закончится «в один день» — это не что-то сумбурно-хаотическое», — уверен Егор Лебедок.