Преследование и издевательство детей над детьми. За десяток лет учебы в школе с этим сталкивался каждый. Ктото был жертвой, ктото агрессором, а ктото молча наблюдал за происходящим. Когда нужно бороться со школьным буллингом? Как ребенку противостоять обидчикам? И чем могут помочь родители и учителя? На эти вопросы ответила Наталья АРАКЕЛЯН, психолог Центра успешных отношений, эксперт тренинга для детей и подростков «Что делать, когда дразнят».
— Практически всех людей когда-либо дразнили в детстве. Например, девочка Маша пришла в школу в плохом настроении и один раз потроллила Сашу. В этом случае никаких серьезных последствий ни для Маши, ни для Саши, ни для класса не будет.
Буллинг — куда более опасное явление, его можно распознать по трем признакам. Во-первых, повторяемость: когда ребенку изо дня в день твердят, что он, например, «жирдяй», «дохлый» и так далее. Во-вторых, говорится это не просто так, а с намерением спровоцировать ребенка на негативные эмоции. В-третьих, присутствует неравенство сил, когда с одной стороны один-два страдающих, а с другой — целая команда активных и менее активных обидчиков.
Очевидно, что жертва буллинга испытывает сильные психологические страдания. Представьте: вы приходите в школу, в институт, на работу, а с вами никто не здоровается, от вас отсаживаются в столовой, обзывают, подтрунивают или подчеркнуто игнорируют, и все это происходит изо дня в день. Ребенок становится неуверенным, замыкается в себе, начинает винить себя: мол, это все из-за особенностей внешности, национальности, успеваемости (как слишком низкой, так и слишком высокой), уровня благосостояния семьи и т. д.
Нередко включается и психосоматика: начинает болеть живот, горло, голова, учащаются простуды и другие заболевания.
Постоянные подколки, непрямая агрессия, оскорбления могут перерасти в физическое насилие. Исследования показывают, что дети, которые пережили попытки суицида или совершили суицид, виновники массовой стрельбы в школах — все они в подавляющем большинстве были жертвами буллинга.
Сам агрессор, когда становится взрослым, может осознать, что в детстве вел себя неправильно. Были случаи, когда в 11-м классе буллеры просили прощения у преследуемого одноклассника. Но гораздо чаще агрессор так и остается в своей роли. В университете, на работе он или она травит других, распускает слухи.
От буллинга страдают не только агрессор и жертва, но и все ученики класса, которые вынуждены быть свидетелями агрессии. Каждый ученик переживает, потому что сам может оказаться на месте затравленного ребенка. Свидетели иногда даже больше травмируются от буллинга, чем сами жертвы. Поэтому обязательно нужно бороться с буллингом в детских коллективах.
Как ребенку остановить травлю?
Все зависит от вида травли. Со словесными оскорблениями ребенок может разобраться самостоятельно. Плевки, толчки — это уже на грани. Порча имущества, причинение физического вреда — красный сигнал, что нужно обращаться за помощью к взрослым. Когда ситуация не совсем запущена, ребенок может остановить буллинг, действуя по определенному алгоритму. Главный принцип в борьбе с агрессором: нельзя эмоционально реагировать на буллинг. Нужно оставаться спокойным и нейтральным внутри себя. Если внутри себя ребенок переживает, плачет, злится, обижается, а внешне пытается выглядеть другим, то окружающие все равно будут считывать его внутреннее состояние.
Быть нейтральным вовсе не значит терпеть. Нейтральная позиция — это позиция безразличия к буллерам. Ребенок уверен в себе, он уважает себя и не считает нужным ругаться с агрессорами или что-то им доказывать. В ответ на оскорбления можно использовать фразы, которые транслируют спокойствие и безразличие. Например, можно с равнодушной интонацией сказать: «Хоть бы уже новое что-то придумал», «А что еще можешь сказать?». Еще один прием: согласиться с буллером, а дальше высказать свою точку зрения или задать вопрос: «Да, у меня волосы, как мочалка, и что?», «Ну да, и что?». Также можно отреагировать нестандартно: зевнуть, сказать, что не расслышал, посмотреть в это время в другую сторону, перевести фокус внимания на обидчика. «Почему тебя это так интересует? Ну давай поговорим об этом».
После двух-трех фраз буллеры чувствует себя некомфортно. Они пришли играть по своим правилам, а тут эти правила не работают. Вызвать эмоциональный отклик не получается. Никто не любит чувствовать себя в дураках. В следующий раз подходить к такому однокласснику будет странно.
Что могут сделать взрослые?
Самое страшное, что могут сделать родители, — нивелировать ситуацию, сказать, что нет никакой проблемы, мол, «разберись сам», «дай сдачи», «учись дружить», «сам виноват», «все само пройдет». В этой ситуации ребенок начинает думать, что с ним что-то не так, что у него нет поддержки, в результате его травма становится глубже.
Часто родители сами сталкивались с буллингом, с одной или с другой стороны, и им очень страшно еще раз погружаться в эту историю со своим ребенком. Поэтому если у родителей нет сил и ресурсов поговорить с ребенком, потренировать с ним фразы или реакции на буллинг, то можно привлечь более устойчивых взрослых — дядей, братьев, сестер. Можно отправить ребенка к психологу или на курсы по защите от буллинга.
Со стороны учителя важно дать однозначную оценку травле, донести до школьников, что буллинг — это плохо и неприемлемо в обществе и в классе. Полезно, например, просмотреть и обсудить видеоролики и фильмы на эту тему. В интернете достаточно методического материала, который учитель может использовать во время классного часа. Можно также дать задание ученикам придумать правила против неуважительного отношения в классе. Дети сами найдут выход и придумают систему отслеживания буллинга.
Но единожды провести классный час на тему буллинга недостаточно. Учителя должны постоянно направлять школьный коллектив в нужное русло. Здесь хорошо подходит аналогия с клумбой: ее нужно постоянно поливать и пропалывать, иначе она зарастет сорняками.
Еще одна вещь, которую может сделать учитель, — изменить сложившуюся в классе устойчивую иерархию. Он может возвысить ребенка, который занимает последнее место в сложившейся иерархии, похвалив его за что-то публично. Совместная работа тоже гармонизирует иерархию. Так, учитель может разбить детей на команды и дать им совместные задания: подготовить доклад, выполнить творческое задание. Когда буллер или его последователи оказываются в одной лодке с жертвой или ее защитниками и все они вынуждены сотрудничать для достижения цели, то дети уже не кажутся друг другу такими страшными.