Вадим ИОСУБ: Государство занимает у банков, уменьшая ресурс кредитования реального сектора

2022-01-13 07:57:03
"Константин Октябрев, «Белорусы и рынок»"

Нельзя сказать, что кредиторами станут только Россия и ЕАБР. Возможно, найдутся и другие кредиторы, но выделяемые ими суммы будут носить символический характер. А при нехватке российских денег на рефинансирование долгов, их придется возвращать за счет сокращения ЗВР.

Госдолг вырос

Министерство финансов опубликовало последнюю статистику по состоянию государственного долга Республики Беларусь. На 1 декабря 2021 года госдолг составил 58,3 млрд рублей и увеличился по сравнению с началом 2021 года на 0,5 млрд рублей, или на 0,9%.

Внешний государственный долг по состоянию на 1 декабря 2021 года составил 18,2 млрд долларов США, уменьшился с начала года на 0,4 млрд долларов США (с учетом курсовых разниц), или на 2,1%.

В январе-ноябре 2021 года привлечены внешние государственные займы на сумму, эквивалентную 1 164,9 млн долларов США, погашение внешнего государственного долга составило 1 515,6 млн долларов США.

Внутренний государственный долг по состоянию на 1 декабря 2021 года составил 11,9 млрд рублей, увеличившись с начала года на 2 млрд рублей (с учетом курсовых разниц), или на 20,0%.

В январе-ноябре 2021 года размещено внутренних валютных и рублевых государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму, эквивалентную 1 237,7 млн. долларов США и 191,0 млн. рублей. Погашено валютных и рублевых государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму, эквивалентную 333,1 млн. долларов США и 145,0 млн. рублей.

Государство занимает у банков, уменьшая ресурс кредитования реального сектора

Газета «Белорусы и рынок» попросила прокомментировать последнюю статистику старшего аналитика Альпари Евразия Вадима Иосуба.

— В прошлом году надежда была на внутренние источники кредитования. Внешний долг сократился, но отдавали быстрее, чем привлекали на внешних рынках новые деньги — разница составила 400 миллионов долларов. При этом рос внутренний государственный долг, выраженный в рублях. Привлекать новые деньги удавалось на внутреннем рынке, а внутренний рынок — это деньги банков, которые в некоторых случаях добровольно, в некоторых — добровольно-принудительно покупали гособлигации.

В целом государственный долг вырос, пока удалось привлекать больше, чем отдавать, но исключительно за счет внутреннего долга, за счет внутренних ресурсов.

Чем это плохо? Чем больше банки покупают гособлигации, кредитуют правительство, тем меньше у них остается средств на кредитование экономики, предприятий. Происходит своеобразное перераспределение средств: государство занимает у банков, уменьшая ресурс кредитования реального сектора.

— Ранее Министерство финансов подробно указывало: сколько и у кого занимало денег и кому сколько возвращало. В декабре Минфин впервые засекретил эту статистику. Почему?

— В стране существует общая тенденция: скрываются данные и по отдельным отраслям, которые попали под санкции (машиностроение, нефтепереработка, калийные удобрения), еще с 2020 года закрыта часть демографической статистики (например, не публикуют данные по смертности), а с осени прошлого года не публикуют статистику по пенсионерам. Можно только догадываться о причинах, по которым это делается.

Возможно, исчезновение расшифровки по госдолгу связано с санкциями, с теоретической возможностью применения вторичных санкций. Может быть, находятся небольшие доноры, небольшие кредиторы у правительства, которые не хотели бы светиться в таком качестве. Возможно, они согласились кредитовать при условии их неупоминания.

— В 2022 году Беларусь должна выплатить по госдолгу 3,23 млрд долларов. Внешних источников кредитования, как минимум на Западе, у официального Минска не осталось. За счет чего Беларусь будет возвращать долги?

— Обсуждаются различные варианты с Россией и Евразийским банком развития, решения в котором тоже принимает Россия. Есть, конечно, международные структуры, которые немного занимают. Например, малоизвестный фонд ОПЕК и некоторые другие восточные и среднеазиатские фонды. Но речь шла буквально о нескольких миллионах долларов, в то время как потребности Беларуси исчисляются в миллиардах. Нельзя сказать, что кредиторами станут только Россия и ЕАБР, возможно, будут и другие кредиторы, но выделяемые ими суммы будут носить символический характер.

Мы не знаем, сколько по итогу удастся привлечь у России, у ЕАБР – это вопрос исключительно политический. Мы толком не знаем, на каких политических условиях выделялись последние межправительственные кредиты от России, последний кредит ЕАБР, выделенный еще осенью 2020 года, каких политических уступок потребовали взамен. Поэтому поведение России непредсказуемо: наверняка что-то даст, вопрос – сколько.

Если российских денег не хватит на рефинансирование долгов (а скорее всего, это так и будет), то придется возвращать долги за счет сокращения ЗВР. Кстати, ЗВР к концу года должны составлять не менее 7 млрд долларов при том, что на начало года они были 8,4 млрд. Как видим, сами власти планово ожидают их сокращения ЗВР.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!