Инфляция, затруднения в цепочках поставок, санкции и коронавирус будут главным рисками для экономики Беларуси в 2022 году. Об этом говорится в докладах зампреда правления НБРБ Дмитрия Калечица и первого зампреда правления НБРБ Сергея Калечица.
20 января 2022 года состоялось расширенное заседание Правления Национального банка Республики Беларусь, на котором были рассмотрены итоги реализации денежно-кредитной политики в 2021 году и основные задачи на 2022 год. В заседании приняли участие (в том числе в режиме видеоконференции) представители органов государственного управления, банковского сообщества и профильных ассоциаций.
Итоги 2021 года
Инфляция
Денежно-кредитная политика в 2021 году была направлена, с одной стороны, на сдерживание инфляционных процессов, с другой – на сохранение финансовой стабильности и поддержку экономики. По итогам 2021 года инфляция составила 9,97%, почти в два раза превысив целевой уровень, отметил первый зампред правления Нацбанка Сергей Калечиц.
В то же время он подчеркнул, что «в 2021 году инфляция побила рекорды нескольких лет и даже десятилетий в большинстве стран мира, в том числе в тех, которые относятся к странам с развитой экономикой». В этих условиях не только Беларусь, но и другие страны не смогли удержать уровень инфляции в пределах целевых значений.
Инфляция по странам в 2021 году:
Сергей Калечиц отметил, что пиковые значения темпов роста цен в Беларуси уже практически пройдены. На протяжении последних четырех месяцев трендовая инфляция постепенно замедляется, в декабре 2021 года ее значение в годовом выражении составило 8,28%.
На фоне ускорения инфляции Национальным банком в первом полугодии 2021 года дважды принимались решения о повышении ставки рефинансирования. С 21 июля 2021 года она была установлена на уровне 9,25% годовых. В последующем при рассмотрении вопросов по денежно-кредитной политике ставка рефинансирования сохранялась неизменной.
Сберегательное поведение населения
Сберегательное поведение населения в первой половине 2021 года характеризовалось негативной динамикой. Стабилизация ситуации на депозитном рынке потребовала усилий как от Нацбанка, так и от банков. Противостоять пришлось негативным ожиданиям, а поддержку оказала устойчивость валютного рынка.
Переломной в динамике депозитов стала середина 2021 года. В ответ на растущие процентные ставки банков, стабилизацию на валютном рынке и повышение доверия к национальной валюте объем рублевых сбережений физических лиц в банках начал расти. В результате объем срочных рублевых депозитов населения по итогам 2021 года вырос на 12,5% и достиг максимального уровня за последние полтора года.
По мнению заместителя председателя правления Национального банка Дмитрия Калечица, добиться позитивной динамики по вкладам населения в иностранной валюте удалось, в том числе, посредством заметного роста процентных ставок. О стабилизации ситуации на депозитном рынке также свидетельствует постепенное удлинение срочной структуры вкладов, а также высокая доля безотзывных вкладов в структуре срочных вкладов населения.
По итогам года средняя процентная ставка по новым срочным банковским вкладам физических лиц в национальной валюте сложилась на уровне 16,7% годовых, в иностранной валюте – 2,4% годовых.
Источники рисков
В качестве основных источников риска в 2021 году банки выделяют изменение деловой активности в экономике, ухудшение финансового положения должников и внешнеэкономические факторы. По мнению риск-менеджеров банков, на рынке заметно усложнилось привлечение долгосрочных ресурсов относительно предшествующих сложившейся эпидемиологической ситуации лет.
«Росло санкционное давление, что привело к сужению возможностей рефинансирования текущих и будущих обязательств перед банками-нерезидентами. Переводы из Республики Беларусь стали направляться на длительный комплаенс-контроль, а некоторые банки-нерезиденты полностью отказываются участвовать в цепочках по переводу платежей», – подчеркнул Дмитрий Калечиц.
Источник данных: Д. Калечиц, доклад «Обеспечение финансовой стабильности в 2021 году и задачи на 2022 год»
Киберпреступность
В 2021 году было зарегистрировано 12,3 тыс. инцидентов киберпреступлений, что примерно соответствует уровню 2020 года. Наиболее используемым типом мошенничества вновь стал «вишинг». Относительно 2020 года такие инциденты сократились на 2,4%.
При этом на треть уменьшилось количество мошенничеств, связанных с подделкой площадки объявлений Куфар и почтовых сервисов Республики Беларусь.
В то же время увеличилось количество инцидентов, связанных с использованием фишинговых сайтов. Большинство из них – ресурсы, имитирующие системы дистанционного банковского обслуживания белорусских банков.
Главные риски в 2022 году
Сергей Калечиц отметил, что в 2022 году белорусская экономика продолжит работать в сложных условиях. Основными рисками он называет:
Кроме этих рисков первый зампред правления Нацбанка упоминает санкции, которые требуют «гибкого реагирования на изменяющуюся конъюнктуру и принятия заблаговременных мер для обеспечения устойчивого функционирования экономики».
Дмитрий Калечиц в числе перспективных рисков, которые являются угрозой финансовой стабильности, назвал:
Он также отметил, что осложнен доступ к внешнему финансированию, на мировых финансовых рынках ужесточаются финансовые условия вследствие инфляционных процессов.
«Возможное усиление санкционного давления, в том числе в адрес предприятий-экспортеров, может привести к сужению у них возможностей осуществлять сделки с иностранными компаниями. Все это может оказать негативное влияние на деловую активность в связи с сокращением как экспорта производимой продукции, так и импорта сырья и комплектующих. В таких условиях финансовое состояние некоторых предприятий может ухудшиться, что может привести к осложнению самостоятельного обслуживания долговых обязательств», – заявил Дмитрий Калечиц.
Цели и задачи
На 2022 год перед Национальным банком и Правительством поставлена задача снизить прирост потребительских цен до 6%. Для этого в текущем году планируется сохранить действующие подходы к реализации денежно-кредитной политики. Так, продолжится политика контроля за денежным предложением.
Следует отметить, что прогнозы международных банков не так оптимистичны и расходятся с плановыми показателями Нацбанка. Например, Евразийский банк развития ожидает, что в Беларуси рост потребительских цен в I квартале 2022 года будет находиться на отметке около 10%, а инфляция по итогам 2022 года составит 7,4%.
В 2022 году процентная политика Нацбанка по-прежнему будет ориентирована на поддержание процентных ставок финансового рынка на положительном уровне в реальном выражении. При этом не исключается, что по мере замедления инфляции и при отсутствии новых шоков в экономике процентные ставки на кредитно-депозитном рынке начнут постепенно снижаться. В части ставки рефинансирования прогнозируется, что ее среднегодовое значение в 2022 году сложится в пределах 9-10% годовых.
В 2022 году обменный курс также будет формироваться под воздействием спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. При этом предполагается проведение валютных интервенций Национального банка для недопущения резких колебаний обменного курса белорусского рубля и в целях пополнения золотовалютных резервов.
«С учетом предстоящих выплат по обязательствам страны в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2022 год установлен минимальный уровень международных резервных активов на конец года – не менее 7 млрд долл. США», – отметил Сергей Калечиц.
Он также подчеркнул, что в целом те задачи, которые ставились перед банками на 2021 год в области финансовой поддержки экономики, остаются актуальными и в этом году.
Ключевые из них:
Дмитрий Калечиц отметил, что одна из ключевых задач – повышение эффективности распределения финансовых ресурсов в целях укрепления финансовой стабильности и формирования на этой основе финансовых условий для устойчивого экономического роста в стране. Кредитная поддержка должна происходить в пределах ресурсной возможности банков и преимущественно на конкурентной основе в перспективные инвестиционные проекты, эффективным предприятиям, особенно с растущим экспортным потенциалом.
«Важнейшей задачей на 2022 год остается обеспечение устойчивого сберегательного процесса, рост доверия к банковскому сектору и национальной валюте», – заявил зампред правления Нацбанка.