Золотовалютные резервы Беларуси. Есть ли повод для оптимизма?

2022-03-04 19:53:42

Национальный банк рассказал о состоянии международных резервных активов Республики Беларусь. Насколько велик их объём и достаточно ли золотовалютных резервов (ЗВР) для нормальной работы экономики?

ЗВР Беларуси на 1 марта 2022 года составили 8,3 млрд долл. За февраль они снизились на 259,2 млн долл. или на 3%. Нацбанк прямо пишет, что это произошло из-за того, что пришлось продавать валюту для поддержки рубля и платить по долгам. Резервы не спас даже рост цен на золото на 8%.

Месяцем ранее ЗВР выросли на 98,8 млн долл. или на 1,2%. А за весь прошлый год – увеличились на 956,5 млн долл.

Рост в прошлом году произошёл исключительно благодаря МВФ, который «для преодоления последствий пандемии» предоставил Беларуси около 1 млрд долл. в виде специальных прав заимствования (СПЗ, особая валюта МВФ).

Страны со здоровой экономикой могут конвертировать СПЗ в живые деньги или расплатиться ими по долгам, однако в нашем случае из-за санкций это маловероятно. Так что СПЗ просто лежат в резервах и влияют на их формальный объём.

Важен не только объём ЗВР, но и их структура. От нее зависит возможность реагировать на текущие шоки и противодействовать долгосрочными негативным эффектам.

В золотовалютных резервах Беларуси основную долю занимает иностранная валюта – 43% или 3,5 млрд долл. На втором месте золото – 40% или 3,3 млрд долл. в эквиваленте. Кроме того, в ЗВР входят СПЗ (та самая валюта МВФ) – 17% или 1,4 млрд долл.

Это означает, что для поддержания макроэкономической стабильности и сглаживания курсовых колебаний Нацбанк может оперативно использовать менее половины резервов – 3,5 млрд долл. А ведь эти же средства используются для платежей по долгам. За январь на долги из резервов было израсходовано 360 млн долл., за февраль – ещё 280 млн. Всего же за 2022 год объем погашения госдолга в валюте составит более 2,3 млрд долл. (без учёта процентов).

Важно учесть, что расходная часть бюджета на текущий год рассчитана исходя из того, что госдолг обойдётся в 10 млрд рублей, из которых более 3 млрд рублей – платежи по процентам, осуществляемые непосредственно за счёт бюджета. И эти платежи нужно делать в иностранной валюте, пишет телеграм-канал «Нашы грошы».

При этом в бюджет заложен курс доллара 2,6439 руб. на конец 2022 года. То есть, реальные суммы, которые должен будет выделить бюджет на долги, придется сильно увеличить. Но и без этого объем выплат на уплату процентов по госдолгу составляет 13% доходов республиканского бюджета.

Таким образом, и девальвация, и неподъемный госдолг давят одновременно и на бюджет, и на ЗВР. Ситуация может усугубиться тем, что надежд на продолжение экспортного чуда практически не осталось. Поддержка резервов со стороны роста выручки белорусских экспортеров иссякает.

Мало того, что закрываются рынки западных стран – ключевой для нашей экономики российский рынок вряд ли будет в состоянии щедро уступить полки для белорусской продукции. Самим бы выжить.

На сколько хватит резервов в текущих условиях, прогнозировать трудно. В случае еще более резкого скачка курсов валют (а это вполне вероятно) возможностей Нацбанка будет явно недостаточно для продолжительного поддержания рубля. Вряд ли Нацбанк решится потратить резервы полностью, чтобы спасти рубль.

Более вероятными выглядят шаги, аналогичные тем, которые уже сейчас применяет Центробанк РФ. Это ограничение торгов, введение комиссий при покупке валюты, ее обязательная продажа экспортерами, запрет на крупные переводы за рубеж и на вывоз крупных сумм наличных денег.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!