Как подчеркивается в документе, "Восточное партнерство" не является самостоятельной политикой Евросоюза, это лишь усовершенствованное "восточное расширение" Европейской политики соседства.
Для достижения поставленной цели в рамках "Восточного партнерства" будут поддерживаться "политические и социально-экономические реформы в партнерских странах", направленные на приближение к стандартам ЕС. Участники пражского саммита особо подчеркнули: они надеются, что "Восточное партнерство" приведет к продвижению демократии, усилению стабильности и благосостояния и принесет долговременные и явные преимущества гражданам стран, охваченных этой политикой.
Как именно понимает то, с чем она согласилась на саммите, белорусская сторона, журналистам в очередной раз объяснил 22 мая Александр Лукашенко:
"Мы хотели бы, чтобы в проекте "Восточного партнерства" мы получили то, на что рассчитываем, а конкретно: дороги, трубопроводы, инфраструктурные проекты и т. д. Мы исходим из практической точки зрения: мы - транзитная страна, многое можем дать для Европы, и в этом плане мы ожидаем, что европейцы заинтересуются. Что они от нас хотят - я сказал, разговоров много, от демократии до вот этой практики. Это разговоры и трескотня. Им нужна практическая отдача от этого проекта, европейцам. А то, что кто-то увязывает какую-то демократию, мы не против, но мы еще посмотрим, у кого этой демократии больше".
О какой именно конкретике может идти речь?
Финансовые перспективы.
Общая сумма финансирования на 2010-2013 гг. предварительно (в наилучшем из возможных вариантов) составляет 600 млн. EUR. Больше всех получит Украина - 494 млн. EUR, меньше всех - Беларусь - 21 млн. EUR. Молдове предполагается выделить 209,7 млн. EUR, Армении - 98,4 млн. EUR, Азербайджану - 92 млн. EUR, Грузии - 120,4 млн. EUR (плюс возможность отдельного финансирования для борьбы с последствиями военного конфликта в прошлом году).
Возможно, общий "котел" увеличат за счет отдельных программ трансграничного сотрудничества, инвестиционных возможностей Европейской политики соседства либо иных региональных программ. Но даже в этом случае Беларусь получит от Евросоюза немногим больше, чем уже получала ранее. В частности, сразу после старта Европейской политики соседства на развитие трансграничных контактов с Беларусью на 2004-2006 г. Евросоюз выделил 27 млн. EUR. А на национальные программы по охране окружающей среды и унификации стандартов, спонсируемые ЕС, только на 2008-2009 г. было выделено около 15 млн. EUR.
Таким образом, финансовая составляющая на данном этапе не является самой выгодной и конкретной перспективой членства в "Восточном партнерстве".
Однако, возможно, в этом заключается своеобразная привлекательность проекта для Беларуси. Любая утвержденная раз и навсегда сумма из бюджета ЕС предполагала бы очень четкие условия и ограничения, в то время как сейчас, согласно основам проекта "Восточное партнерство", открыто почти бесконечное пространство для заключения двусторонних и многосторонних торговых и инвестиционных договоров со сторонами, которые будут менее требовательны, чем бюрократический Брюссель.
Внешнеполитические горизонты.
Вполне вероятно, что включение в качестве полноправного участника в "Восточное партнерство" для официального Минска обозначает в первую очередь закрепление признания его как равного партнера в процессе политических переговоров на европейском уровне: как о двусторонних отношениях, так и о будущем региона.
Предполагается, что министры иностранных дел стран - участниц "Восточного партнерства" будут встречаться каждый год, а между встречами планируется проводить консультации. Более того, раз в два года будет проходить саммит ЕС - "Восточное партнерство", который вновь даст возможность Беларуси представить себя на высшем уровне. Уже само это - серьезные политические козыри в будущей геополитической игре на линии Восток - Запад.
"Восточное партнерство" также создает удобную платформу для менее глобальных встреч: например, для консультаций министров Польши, Украины, Беларуси и Молдовы или Азербайджана о согласовании энергетической политики либо для старта проекта по обмену опытом в укреплении границ.
Инициатива дает в первую очередь брендовую поддержку тому, что ранее было серией разрозненных инициатив. И сделанное 21 мая заявление белорусского МИДа о том, что "Восточное партнерство" не заменяет, а дополняет СНГ, в данном случае вполне уместно, так как 5 из 6 стран этой инициативы входят в состав СНГ.
Если Беларусь сможет стать инициатором и лидером в ряде проектов "Восточного партнерства" и ей удастся привлечь к ним Польшу, Литву и другие заинтересованные страны Евросоюза, ее роль как одного из региональных лидеров СНГ, несомненно, должна возрасти.
Энергетическое взаимодействие.
Самое серьезное осязаемое сотрудничество Евросоюза и стран "Восточного партнерства" (и самое "практическое") - это энергетические проекты, которые помогли бы и ЕС, и странам-соседям диверсифицировать поставки нефти и газа и укрепить энергобезопасность региона.
В базовом документе Еврокомиссии, который служит основой для будущих планов по реализации инициатив "Восточного партнерства", говорится, что в области энергетической безопасности ЕК хотела бы поддержать ряд проектов. В частности, "реабилитацию газовой инфраструктуры Украины, Беларуси и Молдовы", улучшение состояния хранилищ нефти и газа, включая совместные хранилища, а также оказать "политическую и практическую" поддержку таким инициативам Южного энергетического коридора, как расширение нефтепровода Одесса - Броды до польского Плоцка.
В документе предполагается мобилизация "дополнительной технической поддержки и займов" от Европейского инвестиционного банка, в частности, через Инвестиционный университет соседства. Эти средства пойдут на укрепление инфраструктуры, поддержание линий электросвязи в рабочем состоянии и т. п. Конкретный объем выделяемых дополнительно средств не указан, но может достигать нескольких десятков миллионов евро.
Преимущества для граждан.
"Восточное партнерство" - это еще и возможность странам-участницам без дополнительного привлечения бюджетных средств реализовать привлекательные для граждан программы социальной направленности, а также поддержать малый и средний бизнес.
Самым очевидным инструментом для этого стало бы введение безвизового пространства между ЕС и его восточными партнерами, однако путь к этому предстоит долгий. Тем не менее уже сейчас Еврокомиссия наметила несколько способов облегчить контакты между жителями стран ЕС и их соседями. В частности, будут интенсифицированы культурные и молодежные обмены (этому послужат программа "Молодежь в действии" и специальная культурная программа "Восточного партнерства"), серьезно увеличится финансовая поддержка научных проектов, для стран "Восточного партнерства" будут расширены возможности получения грантов на преподавание, исследования и организацию конференций по европейским исследованиям.
На уровне передвижения товаров и услуг Евросоюз готов помочь партнерам в улучшении пограничной инфраструктуры, создании общей транзитной системы, развитии проектов, направленных на устранение барьеров в трудоустройстве граждан "Восточного партнерства" в Евросоюзе. Если белорусы смогут больше и лучше зарабатывать благодаря облегченным условиям приграничной торговли и новым инвестициям в регион, то у них будет меньше претензий к действиям власти, а спонсором этого выступит ЕС.
"Какая-то демократия".
Несмотря на то, что большинство проектов в рамках "Восточного партнерства" действительно будут носить в первую очередь практический характер, Брюссель подчеркивает, что эта инициатива основана прежде всего на "общих ценностях и демократии".
Как отметил на саммите в Праге председатель Еврокомиссии Жозе-Мануэль Баррозу, "Восточное партнерство" создано для того, чтобы "продвигать демократические и рыночные реформы, основанные на таких общих ценностях, как демократия, права человека, верховенство закона, рыночная экономика и устойчивое развитие". Поэтому, подчеркивает Брюссель, все практические результаты для Беларуси (как и в случае с Европейской политикой соседства в целом) будут зависеть от "выборов и решений", которые наша страна сделает на пути реформ.
Видимо, этим решениям будет посвящена первая встреча в рамках диалога по правам человека между Беларусью и ЕС, которая должна состояться этим летом.