Что будет дальше с доходами белорусов и инвестициями? Где брать деньги бизнесу и государству? Что дает углубление интеграции?
В очередном выпуске передачи «Умные люди» на YouTube-канале «Белорусы и рынок» эксперты подвели итоги уходящего года и сделали прогноз на 2022-й.
Экономист и публицист Лев МАРГОЛИН:
— Сегодня вопрос номер один — защита инвестиций. Нет защиты инвестиций — нет инвестиционного климата, а значит, нет и развития экономики. Поэтому хорошо, если в следующем году будем просто медленно сползать, — высказал мнение экономист.
Говоря о специфических и скрытых инвестициях — российских кредитах и льготных ценах на энергоресурсы, он подчеркнул, что «всего этого больше уже в таких объемах не будет».
— Россия не будет дальше давать кредиты, по крайней мере до проведения референдума. Если референдум пройдет в феврале, тогда белорусской экономике, может, что-то и перепадет. В России прекрасно понимают, что средства, выделенные сегодня Беларуси, — это деньги, которые идут исключительно на поддержание штанов, на обслуживание и погашение ранее выданных кредитов, а не на инвестиционные проекты. Даже то, что пошло на инвестиционные проекты, мы умудрились закопать в песок: в государственные проекты, за которые никто не отвечает.
По мнению эксперта, если референдум будет проведен так, что «после него фактически ничего не изменится», то на российские кредиты Беларуси тоже рассчитывать не придется.
Вместе с тем Лев Марголин не предрекает Беларуси коллапса экономики в следующем году:
— Тормозной путь будет очень длинным, — сказал он.
Сопредседатель и директор Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Виктор МАРГЕЛОВ:
— Для некоторых предприятий нынешний год сложился хорошо, — отметил директор МССПиР. — Часть предприятий из сектора промышленности имели положительную динамику, некоторые из них даже открыли новые направления. В то же время ряд отраслей стагнировали. Особенно пострадал общепит, гостиничный бизнес, малые транспортные компании. Учитывая то, что сейчас на первый план выходит нехватка оборотных средств, можно сказать, что ситуация и далее будет ухудшаться.
— Все больше членов нашего союза спрашивают: где брать деньги? При официальной инфляции около 10 % банковские кредиты выдаются минимум от 25 % годовых. Понятно, что это неподъемные деньги, и бизнесу крайне трудно получить кредит, — рассказал Виктор Маргелов. Он также подчеркнул, что потребительский спрос застыл: торговля в лучшем случае показывает лишь 0,7 % роста.
По мнению директора МССПиР, из-за новаторств в Налоговом кодексе «велика вероятность, что предприниматели уйдут в тень». Он напомнил, как работала налоговая инспекция в 90-е годы: «…по стране ходили десятки тысяч контролеров». Сегодня у налоговых органов мало рейдовых контролеров. Практически всю информацию о предпринимателе можно увидеть на экране монитора. Ситуация может резко измениться.
— В следующем году белорусов ждут серьезные вызовы, — спрогнозировал Виктор Маргелов. Рост цен на энергоносители во всем мире вернется к белорусам повышением цен на импортируемую продукцию. Поэтому стоит ожидать роста цен на импортируемые продукты питания и на белорусскую продукцию, в которой много импортных составляющих.
Что касается гармонизации налоговых систем России и Беларуси, обозначенной в интеграционных картах, то, по мнению Виктора Маргелова, данный факт не окажет существенного влияния на белорусский бизнес.
— В картах речь идет о гармонизации НДС и акцизах. По сути, все остальные налоги в сферу договоренностей не попали.
Академический директор центра экономических исследований BEROC (Киев) Катерина БОРНУКОВА:
— Судя по краткому содержанию интеграционных карт, никаких существенных перемен для белорусской экономики не будет. Подписана масса технических документов, которые на будущее обрисовывают гармонизацию и интеграцию, — напомнила Катерина Борнукова.
По ее словам, подписание этих документов вселяет надежду на то, что Россия будет продолжать поддерживать Беларусь.
— Однако поддерживать не значит помогать обеспечивать экономический рост страны. Поддержка, скорее, будет осуществляться в таком объеме, чтобы не допустить крупного валютного кризиса, — сказала Катерина Борнукова.
Она отметила, что в следующем году масса самых разнообразных факторов будет оказывать влияние на экономику Беларуси. Политический кризис и связанные с ним инвестиционная и потребительская депрессии сами по себе приведут к тому, что темпы роста экономики будут на уровне 0–1 %. Но дальше вступают в игру «более ситуативные факторы».
— Беларусь — это открытая экономика, соответственно, все, что происходит в мировой торговле, имеет для нашей страны большое значение. В зависимости от того, как мировые рынки будут вести себя в следующем году, темпы роста с интервала 0–1 % могут подняться либо опуститься, рассказала Катерина Борнукова. — Есть риск, что из-за санкций ВВП в следующем году сократится на 2–3 %. Но это покажет только время.
При этом доходы людей вряд ли будут расти.
— Околонулевой рост экономики не может генерировать существенный рост доходов населения. Рост зарплат уже приостановился. Скорее всего, таким будет продолжающийся тренд и на следующий год, — спрогнозировала Катерина Борнукова.