Многие поляки бойкотируют белорусские и российские товары, а также компании, которые продолжили деятельность в России. Как пишет Rzeczpospolita, 61% клиентов стараются избегать российской продукции, а также товаров компаний из других государств, которые продолжают работать в России.
Российские и белорусские бренды мгновенно исчезли из польских магазинов, и на этом потребительский бойкот не закончился. Хотя прошло несколько месяцев с момента начала спецоперации России в Украине, 54% поляков знает, какие западные или польские компании продолжают работать в России, а 48% в курсе, кто и как поддерживает украинцев.
Датская сеть дисконтных супермаркетов Netto, которая управляет почти 650 торговыми точками в Польше, была одной из первых, кто принял решение избавиться от товаров из России.
Вскоре за ней последовала Biedronka, одна из крупнейших в Польше сетей бюджетной розничной торговли. Также — Żabka, крупнейшая сеть магазинов в формате шаговой доступности, и супермаркеты, включая Carrefour, Lidl, Stokrotka и Kaufland.
Carrefour Polska приняла решение снять с продажи в своих магазинах всю продукцию из России и Беларуси. Сеть также не намерена выполнять новые заказы на российскую и белорусскую продукцию.
Аптеки также отозвали товары, связанные с Россией и Беларусью. Крупнейшая в Польше аптечная сеть Rossmann отозвала со своих полок более 150 позиций товаров.
По результатам опроса, 76% респондентов в возрасте 55+ заявляют об отказе или более редком выборе товаров российского или белорусского производства, в группе 18-24 лет этот показатель падает до 57%.
67% потребителей в самой старшей возрастной группе и 50% самых молодых опрошенных избегают товаров от компаний, которые продолжают работать в России.
Эксперты отмечают, что быстрый рост цен приведет к тому, что бойкот может ослабнуть, и ситуация изменится из-за инфляции. Однако по данным польского статистического управления, доля России в польском импорте составляет около 6%, и большая часть этого приходится на российские энергоресурсы. А, например, российская косметика составляет всего 0,1% от общей стоимости импорта и может быть легко заменена польской продукцией или импортом из других стран.
Как прокомментировала доктор кафедры маркетинга польской Академии Леона Козьминского Иоланта Ткачик, репутация бренда останется с компанией навсегда и для части потребителей этого достаточно, чтобы не иметь ничего общего с предприятием.