Хороший фильм может быть не только интересным, но еще и познавательным, помогая лучше разобраться в том, как устроен мир экономики и финансов.
Редакция «Эконс» предлагает список из 10 таких фильмов, далеко не исчерпывающий, но содержащий кинокартины разных жанров, разных десятилетий и разной степени известности, просмотр которых позволит провести время с пользой.
Лучшие фильмы по версии «Эконс», не только доступно и очень увлекательно рассказывают о том, как работают экономика и финансовые рынки, но и как на них влияют особенности человеческого поведения.
1. «Игра на понижение» (The Big Short), 2015 Режиссер: Адам Маккей
Финансовый гений, управляющий хедж-фондом Майкл Бьюрри (реальный человек, роль которого играет Кристиан Бейл) приходит к выводу о грядущем крахе рынка ипотечных облигаций и страхует от этого риска около $1 млрд средств своих клиентов. Об этом узнают еще несколько финансистов и, убедившись в верности вывода Бьюрри, пытаются заработать на неминуемом коллапсе.
Лопнувший пузырь ипотечных ценных бумаг стал спусковым крючком глобального кризиса 2008 г., погрузившего мировую экономику в Великую рецессию. И «Игра на понижение», пожалуй, лучшее «кинопособие» о причинах этого кризиса, раскрывающее процессы создания производных финансовых инструментов и механизмы формирования пузыря, в основе которого лежали конфликты интересов всех ключевых участников рынка – от ипотечных менеджеров банков до рейтинговых агентств.
Сложные термины в фильме, снятом по одноименной книге финансового журналиста Майкла Льюиса, поясняются с помощью «подручных средств» и приглашенных «звезд». Например, нобелевский лауреат по экономике Ричард Талер объясняет певице Селене Гомес, что такое синтетические обеспеченные долговые обязательства (CDO), с помощью ставок в казино: Селена делает ставку, зрители у стола – ставки на ее ставку, потом – ставки на ставки друг друга. Фильм был номинирован на премию «Оскар» в пяти номинациях и получил ее в категории «Лучший адаптированный сценарий».
2. «Игры разума» (A Beautiful Mind), 2001 Режиссер: Рон Ховард
История Джона Нэша – гениального математика, внесшего фундаментальный вклад в теорию игр, за который был удостоен Нобелевской премии по экономике. Одним из базовых понятий этой теории стала доказанная Нэшем концепция, получившая название «равновесие Нэша»: это ситуация, в которой ни один из игроков не может получить дополнительный выигрыш, изменив свою стратегию, если остальные игроки не меняют свою. Теория игр применяется в экономике, политологии, социологии, антропологии, биологии, кибернетике, а также в военной науке – где интерес к ней возник во время холодной войны. На данный момент теория игр –
единственный способ моделирования стратегических взаимодействий.
В фильме равновесие Нэша продемонстрировано в эпизоде с блондинкой в баре. Нэш с друзьями встречается в баре, куда заходит красавица-блондинка в окружении подруг, моментально привлекая к себе внимание молодых людей. Сама она, похоже, симпатизирует Нэшу, и взревновавшие друзья решают, что надо всем дружно кинуться к ней пригласить на танец – тогда кому-то одному повезет, а невезучим достанутся подруги. Нэш (его играет Рассел Кроу) объясняет, что все совсем не так: рванув к блондинке, все только помешают друг другу, и она не достанется никому; если же после этого попытаться поухаживать за подругами – они тоже оттолкнут, ведь никто не хочет чувствовать себя вторым сортом. Надо действовать наоборот: все друзья идут приглашать подруг, игнорируя блондинку и этим ее встревожив. И, поскольку все остальные выбрали подруг, Нэш «получит» блондинку. Кажется, что это нечестно – но для каждого выгода предложенной стратегии очевидна, ведь в ином случае ему не досталась бы ни блондинка, ни кто-либо из ее подруг. Таким образом, никому по отдельности свой выбор менять не выгодно.
«Игры разума» получили четыре «Оскара», в том числе в номинации «Лучший фильм», а одноименная книга американской журналистки Сильвии Назар, ставшая основой для сценария, была номинирована на Пулитцеровскую премию.
3. «Предел риска» (Margin Call), 2011 Режиссер: Джей Си Чендор
Психологический триллер про 24 часа из жизни инвестиционного банка – собирательного образа, прототипом которого стали крупнейшие инвестбанки США накануне финансового кризиса 2008 г. Высшему менеджменту становится известно о неминуемом банкротстве – рынок рухнет, и пул активов на балансе банка грозит убытками, которые превысят рыночную стоимость всей компании. У посвященных в ужасающую правду (в числе играющих их роли – Кевин Спейси, Деми Мур, Джереми Айронс, Пол Беттани) остается всего несколько часов, чтобы сделать сложный моральный выбор: стремительно продать с дисконтом все токсичные активы и в итоге убить рынок, но успев спасти компанию, – или пойти на дно вместе с рынком, когда ставшие такими же токсичными активы начнут сбрасывать все остальные, пока еще не подозревающие о неминуемой катастрофе. Судьбу больших денег решают деньги.
Название фильма в оригинале – Margin Call: это биржевой термин, означающий нехватку средств на счете при торговле «с плечом» (то есть «в кредит» – с использованием заемных средств, предоставляемых брокером). При торговле «с плечом» доля инвестора в приобретенных активах равна их рыночной стоимости за вычетом заемных средств. А собственные средства он должен поддерживать на определенном уровне по отношению к рыночной цене активов. При снижении цен на активы это соотношение может упасть ниже порога. В такой ситуации требуется либо пополнить счет до требуемого минимума, либо ликвидировать часть активов. При маржин-колле невозможно ничего покупать – только продать.
4. «Уолл-стрит» (Wall Street), 1987 Режиссер: Оливер Стоун
Безжалостный корпоративный рейдер Гордон Гекко (Майкл Дуглас) берет под крыло начинающего, готового на все ради успеха брокера Бада Фокса (Чарли Шин) и посвящает его во все циничные тайны биржевого рынка. Их сотрудничество процветает вплоть до того момента, как Фоксу предлагается поучаствовать в разорении компании, в которой работает его отец.
Сближение Гекко с Фоксом происходит после того, как Фокс сообщает ему инсайдерскую информацию, которую он случайно узнает от своего отца. Тема инсайда и инсайдерской торговли исследуется в фильме с разных сторон – вплоть до эпизодов со слежкой за инвесторами-конкурентами.
Фильм стал культовой киноклассикой, а имя Гордона Гекко – нарицательным, войдя в массовую культуру как символ жадности. А установка главного героя «жадность – это хорошо» неожиданно породила «эффект Гекко»: множество молодых людей, вдохновившись игрой Дугласа, решили стать банкирами и вовсе не воспринимали героя «Уолл-стрит» как отрицательного персонажа.
Вечной, как классика, оказалась и инсайдерская торговля, за минувшие 35 лет особенно процветавшая во времена кризисов. В 2012 г. ФБР даже привлекала «Гордона Гекко» – Дугласа – к участию в кампании по борьбе с инсайдерской торговлей. А один из сценаристов фильма, Стэнли Вайзер, в разгар кризиса 2008 г. признавался, что его беспокоит романтизация Гекко и он хотел бы переписать знаменитый монолог про жадность.
Последнее удалось в сиквеле «Уолл-стрит: деньги не спят» (Wall Street: Money Never Sleeps) 2010 г. Вышедший в начале 2000-х из тюрьмы и помудревший Гордон Гекко (в исполнении, разумеется, Майкла Дугласа) во время презентации своей книги «Жадность – это хорошо?» обрушивается с критикой на «растущую на стероидах банковскую систему» и предупреждает, что масштабные финансовые спекуляции ведут экономику к кризису – который в итоге и произошел в 2008 г.
5. «Лжец, великий и ужасный» (The Wizard of Lies), 2017 Режиссер: Барри Левинсон
Основанное на реальных событиях повествование о разоблачении Бернарда Мейдоффа (Роберт де Ниро) – владельца инвестиционного фонда и учредителя самой масштабной в истории финансовой пирамиды.
Ее жертвами стали более 40000 человек по всему миру. Специально созданный при министерстве юстиции США «Фонд жертв Мейдоффа» до сих пор
возвращает обманутым инвесторам средства, в том числе за счет конфискации активов связанных с Мейдоффом организаций. Мейдофф был осужден в 2009 г. на 150 лет и умер в тюрьме в 2021 г.
Среди причин, толкающих людей вновь и вновь вкладываться в финансовые пирамиды, – такие когнитивные искажения, как «предвзятость репрезентативности» («повезло другим, повезет и мне») и «предвзятость оптимизма». Эти причины можно изучать по сцене приема в Палм-Бич, когда на Мейдоффа одновременно наседают бьющий тревогу сотрудник его фонда (инвесторы начали забирать сотни миллионов) и один из гостей вечеринки, умоляющий включить его в ряды вкладчиков и готовый вложить в фонд 400 млн долларов.
6. «Волк с Уолл-стрит» (The Wolf of Wall Street), 2013 Режиссер: Мартин Скорсезе
История брокера-авантюриста Джордана Белфорта (Леонардо Ди Каприо), разбогатевшего на торговле «мусорными» акциями и пустившегося во все тяжкие, – черная трагикомедия, основанная на мемуарах самого Белфорта.
Фильм содержит яркую иллюстрацию принципов работы «бойлерных» (boiler rooms) – компаний, специализирующихся на продаже убыточных, а иногда и просто фальшивых ценных бумаг ничего не подозревающим инвесторам. Уловки, которыми в совершенстве овладел герой Ди Каприо, – такие, как, например, схема pump and dump («накачать и сбросить»), – до сих пор в ходу. Между тем сам Белфорт, отбыв 22 месяца в заключении за мошенничество, теперь
дает уроки начинающим трейдерам.
7. «Слишком крут для неудачи» (Toо Big to Fail), 2011 Режиссер: Кертис Хэнсон
Подробная хронология начавшегося идеального шторма – первых месяцев кризиса 2008 г., которому пытается противостоять Казначейство США. Стремящийся к максимальной исторической достоверности фильм, в котором фигурируют трое главных архитекторов антикризисной политики – министр финансов США Генри Полсон (Уильям Херт), глава ФРС Бен Бернанке (Пол Джаматти), глава ФРБ Нью-Йорка Тимоти Гайтнер (Билли Крудап). Фильм охватывает все важные вехи первой фазы одного из масштабнейших финансовых кризисов в истории человечества – от банкротства Lehman Brothers до перипетий принятия «плана Полсона» – плана по спасению банков посредством выкупа у них токсичных активов на 700 млрд долларов.
Этот фильм едва ли вдохновит зрителя, который ждет привычных человеческих кинострастей и коллизий, – зато может служить прекрасным разбором сложных экономических понятий и предельно реалистичной видеоиллюстрацией к учебнику по финансовой истории. По крайней мере более подробных киновоплощений дилеммы too big to fail («слишком большой, чтобы рухнуть») и механизма выкупа проблемных активов за счет государства (bailout) во всем мировом кинематографе вряд ли найти.
8. «Человек, который изменил все» (Moneyball), 2011 Режиссер: Беннетт Миллер
Билли Бину (Брэд Питт), генеральному менеджеру проигравшей решающий матч бейсбольной команды, предстоит набрать новых игроков, но на хороших спортсменов нет денег. Бин берет в ассистенты молодого экономиста, выпускника Йеля Питера Бренда (Джона Хилл), убедившего его, что мировоззрение руководителей клубов, мыслящих через призму покупки игроков, безнадежно устарело – надо научиться думать по-другому и «переизобрести» старую игру заново: «Вы должны стремиться не к покупке игроков, надо стремиться к победе». Бренд предлагает радикально новую систему оценки игроков, основанную на математическом анализе сильных сторон каждого. С помощью современных статистических методов Бренд также вычисляет паттерны игры команд соперников, чтобы выбрать наиболее удачные стратегии того, как их обыграть.
Фильм приоткрывает, что значит «думать как экономист», и показывает, как экономические знания могут быть применимы в сферах жизни, которые, казалось бы, с экономической наукой никак не связаны. Он основан на реальных событиях, описанных в книге финансового журналиста Майкла Льюиса «MoneyBall: Как математика изменила самую популярную спортивную лигу в мире». В последние годы математика все чаще применяется в спорте, а спортивные игры становятся предметом анализа экономистов.
9. «Семейка Джонсов» (The Jonses), 2009 Режиссер: Деррик Борт
Семья Джонсов словно сошла с обложек модных журналов – она идеальна во всем: идеальные супруги (Дэвид Духовны и Деми Мур), идеальные дети (Эмбер Херд и Бен Холлингсворт), идеальный дом, самые лучшие вещи и все технические новинки исключительно последних моделей. В небольшом городке, куда переехала семья, вскоре все соседи хотят быть во всем похожими на Джонсов. Однако Джонсы вовсе не семья, а отдел продаж, состоящий из совершенно посторонних друг другу людей, которых компания наняла для скрытого маркетинга товаров. Изображая семью, они продают людям образ жизни «как у Джонсов».
Стремление поддерживать уровень потребления не ниже, чем у знакомых, то есть «жить не хуже соседей», в экономической науке хорошо известно и называется так же, как фильм – эффект «равнения на Джонсов», от одноименного американского комикса начала XX века. Этот эффект может объясняться теорией социального сравнения, согласно которой человек формирует самооценку посредством сравнения себя с другими. Она соотносится с гипотезой относительного дохода, выдвинутой экономистом Джеймсом Дьюзенберри и предполагающей, что для человека важнее не абсолютный размер собственного дохода и потребления, а относительный – в сравнении с окружающими. «Равнение на Джонсов» способно провоцировать довольно опасное финансовое поведение, которое может иметь трагические последствия – как в фильме «Семейка Джонсов».
10. «Расплата» (The Accountant), 2016 Режиссер: Гэвин О’Коннор
Кристиан Вулф (Бен Аффлек) – человек с синдромом Аспергера, обладающий выдающимися математическими способностями. Он ведет двойную жизнь. В одной жизни он скромный бухгалтер и налоговый консультант в собственной неприметной фирме. В другой – финансовый советник опаснейших криминальных группировок. Вулф решает посотрудничать с вроде бы законопослушной роботехнической компанией, но в ходе своей аудиторской проверки вскрывает масштабные финансовые нарушения, что превращает дальнейшие события в остросюжетный боевик. Одновременно личностью Вулфа заинтересовывается FinCEN – подразделение минфина США по борьбе с финансовыми преступлениями, финансированием терроризма и отмыванием денег.
Фильм демонстрирует некоторые подробности работы финансовой разведки и, исключительно для фона, зубодробительные детали финансового аудита. Есть и еще одна интересная деталь. «Большинство людей, придумывая случайные числа, подсознательно придерживаются системы», – комментирует Вулф причину, по которой ему удалось обнаружить умышленные искажения в отчетности. Человеческий мозг действительно не любит случайности – факт, весьма значимый для поведенческой экономики.