Белорусы и не только всем валютам, которые находятся (или находились) в обращении на мировом финансовом рынке, предпочитают именно доллары США. Почему так происходит и как американский доллар стал мировой валютой?
Об этом рассказывает эксперт фондового рынка, финансовый консультант Михаил ГРАЧЕВ.
Доллар как национальная валюта США сформировался относительно недавно, но имеет за плечами богатую историю. Первые денежные единицы Северной Америки обращались только в виде серебряных монет на основе испанского серебра. Монархия тогда владела Мексикой, где и поныне находится самое крупное в мире месторождение благородного металла. В то время испанские серебряные монеты были в ходу по всему миру, а уж в соседних Штатах тем более.
Затем США в тринадцати штатах в конце XVIII — начале XIX века начали чеканить свои собственные монеты, которые ныне представляют нумизматическую редкость. В период гражданской войны, с июля 1861 г., выпущены в обращение банкноты, которые получили прозвище «гринбеки» («зеленая спинка»). С тех пор доллары прозывают гринами.
Далее банкноты печатали разные штаты и учреждения, пока в 1913 г. не была создана Федеральная Резервная система (ФРС) США, которая обменивала банкноты на золото в рамках действующего тогда золотого стандарта. Именно в это время доллар получил репутацию твердой валюты, которая всегда была обеспечена золотом.
Сама ФРС устроена таким образом, что, не являясь, по сути, центральным банком Америки, она выполняет функции регулятора. В двух словах: ФРС — конгломерат 12 резервных банков (ФРБ) по названиям городов, где они и расположены. Например, ФРБ Нью-Йорка, ФРБ Сиэтла и т. д. Каждый федеральный резервный банк является акционерным обществом, участники которого — федеральные банки, крупные юридические лица и физические лица, обладающие определенным капиталом и отвечающие соответствующим требованиям. От акционеров избираются управляющие, которые, в свою очередь, делегируют полномочия в управление всей ФРС. Таким образом, капитал и управление всей финансовой системой Америки обеспечены и управляются фактически всем капиталом страны. Гибкая система принятия решений и мощнейшая экономика сформировали у ФРС и доллара, как единственной валюты Штатов, непререкаемый авторитет в мировой финансовой среде.
Более того, с середины 1970-х, после фактической отмены золотого стандарта, американцы хитроумно вовлекли мировую экономику в государственный долг США. И с тех пор ни один держатель американских государственных облигаций (трежерис) не заинтересован в обесценивании этих активов.
Дело было так. После нефтяного кризиса 1973 г. США договариваются с Саудовской Аравией о продаже нефти за доллары, а вырученные нефтедоллары предлагают шейхам разместить в государственные ценные бумаги, по которым начисляются и регулярно выплачиваются дивиденды. ФРС и Правительство США четко разделены между собою, а дефицит бюджета правительство Штатов частично покрывает за счет выпуска и размещения облигаций.
Объем госдолга США достиг сумасшедшей цифры в 34,666 трлн долларов и увеличивается ежесекундно. Вот тут можно посмотреть динамику увеличения госдолга в режиме реального времени. И цифра впечатляет! 122,22 % ВВП США! Хотя еще в 1980-е, то есть примерно 40 лет назад, соотношение госдолга и ВВП составляло всего 34,56 %. Но правительство США пока не намерено снижать потолок госдолга, хотя только на обслуживание ежегодно уходит более 1 трлн долларов.
Вот тут мы подходим к непростому вопросу. Долгое время доллар был обеспечен золотом и всегда обменивался ФРС на металл без всяких проблем. Но с середины 1970-х вся привлекательность этой валюты основана только на доверии к правительству Штатов, выполняющему свои обязательства, плюс незаинтересованностью мировой экономики отказываться от доллара как основной расчетной единицы и главного инструмента сбережения. Но каково оно сегодня?
Скажем сразу: в целом пока благосклонно! Но насколько продлится это «пока» — есть вопросы.
Например, по данным мировой платежной системы SWIFT, доля доллара в глобальных расчетах посредством SWIFT составляет 47,37 %, хотя ранее эта цифра была более 60 %. В это же время доля доллара в мировых торговых расчетах остается весьма внушительной (в 84,13 %). То есть, как расчетной единице альтернативы доллару пока мало.
В качестве актива сбережения Китай, например, снизил объем вложения в трежерис в последние три-четыре года с 1,2 трлн долларов до нынешних 782 млрд долларов. Крупнейшие центральные банки активно перекладывают сбережения из долларов в золото, что привело к повышению цены унции к уровню, превышающему 2 400 долларов. И это, по ожиданию финансового рынка, далеко не предел. Например, глава европейского Центрального Банка (ЕЦБ) Кристин Лагард предостерегает от попыток использовать замороженные российские активы, так как это, по ее мнению, может привести к нарушению установленного международного порядка. Именно эти обстоятельства заставляют крупнейшие центробанки пересматривать свою позиции в отношении доллара, что и толкает цену золота вверх.