Счет конфискованного Украиной имущества белорусских компаний пошел на десятки миллионов долларов. Нечто подобное Беларусь пережила с распадом Советского Союза — десятки заводов, многие годы входившие в республиканские объединения, оказались отсеченными от головных офисов и единой структуры границами новых независимых государств. Какие заводы потеряла в этом периоде Беларусь?
Амкодоровские куски
Без завода в Украине в начале 90-х остался «Амкодор» — с 1986 года в Минское научно-производственное объединение дорожного машиностроения «Дормаш» (так он тогда назывался) входил Коростенский завод дорожных машин «Октябрьская революция» на территории Житомирской области. В независимой Украине он был приватизирован, пережил несколько смен собственников и продолжает функционировать под названием «Жовтнева кузня».
Этот период в истории отражен в названии «Амкодора»: когда он создавался, была надежда, что все структурные единицы продолжат сосуществование в рамках новой компании. «А» — это присоединенный в 1988 году Андроповский завод дорожных машин из Рыбинска, «М» — минские «Дормаш» и «Ударник», «К» — упоминавшийся выше завод в Коростене, «О» — Орловский завод погрузчиков, ставший частью минского объединения в 1990 году. Из бывших российских предприятий «Дормаша»/«Амкодора» завод в Рыбинске продолжает работать по профилю, а вот орловское подразделение ликвидировано.
Швейные активы
Свое предприятие в Украине было и у созданного в 1976 году производственного объединения «Промшвеймаш», которое возглавляли оршанский завод «Легмаш» и местное Специальное конструкторское бюро швейного оборудования. Располагалось объединение в Полтаве. В его состав входил также завод в российском Ростове-на-Дону.
Объединение «Промшвеймаш» подчинялось союзному министерству и обеспечивало профильным оборудованием швейные и трикотажные заводы легкой промышленности всего СССР.
Развал Советского Союза
стал началом конца всех участников «Промшвеймаша»: завод в Орше был переподчинен Белорусскому металлургическому заводу и работает на его нужды, а предприятия в Полтаве и Ростове-на-Дону и вовсе прекратили существование.
Латвийское прошлое «Планара»
В России, а также в Латвии находились структурные единицы созданного в 1970 году союзного Научно-производственного объединения «Планар». Оно специализировалось (занимается этим и сейчас) на разработке и выпуске оборудования для микроэлектронной промышленности и вобрало в себя с полдесятка предприятий. Кроме минского Конструкторского бюро точного электронного машиностроения, в его состав вошли витебский «Эвистор», новолукомльский «Этон» и Горецкий машиностроительный завод, а также два предприятия из соседних республик. Одним из них был рижский «Эллар», который известен выпускавшейся на нем еще в советское время электронной игрой «Электроника», вторым — филиал в Новоржеве в Псковской области.
Филиал в российской глубинке перестал существовать практически сразу, как отделился от «Планара». А вот «Эллар» проработал еще до 2001 года, когда его выкупили и перепрофилировали инвесторы.
Литовский след «Атланта»
В соседней Литве и в России находились подчиненные подразделения созданного в 1970 году на базе Минского завода холодильников производственного объединения «Атлант».
В Литве их было целых два: Алитусский завод холодильников и Мажейкяйский завод компрессоров. «Атлант» их лишился еще в 1990 году, когда Литва провозгласила о своей независимости и о праве на все союзное имущество, распложенное на ее территории.
На базе завода в Алитусе была создана компания Snaige, которая вошла в российский холдинг Polair, а сегодня контролируется кипрским офшором. Она обзавелась дочерним предприятием в Калининграде и выпускает ходовые на европейском рынке и в бывших республиках СССР холодильники и морозильники. До этого года в Минске действовало представительство Snaige, но после начала военной операции в Украине оно закрылось по решению собственника.
Завод в Мажейкяе, ориентированный на потребности всех советских производителей холодильников, попытался перепрофилироваться (выпускал тракторные двигатели), но в итоге в 2001 году обанкротился и сегодня его помещения сдаются в аренду.
До 1991 года объединению «Атлант» подчинялся и Смоленский завод холодильников. В 2000-х на фоне интеграционных процессов бывшие участники союзного холдинга сумели вновь сблизиться — создали совместную производственную компанию «Атлант-См». Проект погубила… Украина, вернее разразившаяся там в 2014 году первая война. Дело в том, что собираемые в Смоленске из белорусских комплектующих холодильники предназначались в первую очередь для украинского рынка. Военные действия разрушили этот бизнес — в 2015 году «Атлант-См» был признан банкротом и впоследствии ликвидирован.
Прибрежный бизнес МАЗа
Еще одно предприятие Беларуси, которому удалось получить актив вне территории страны, — МАЗ.
В 1974–1975 годах на его базе началось формирование союзного объединения «БелавтоМАЗ». И приказом министра автомобильной промышленности Советского Союза в 1975 году в его состав был передан Калининградский автоагрегатный завод. Это было довольно крупное предприятие, на котором около тысячи человек выпускали запасные части для автомобильной техники, в том числе и на экспорт.
После развала СССР Калининградский автоагрегатный завод приватизировали и через некоторое время включили в состав частного автосборочного холдинга «Автотор».
Таким образом, многие белорусские концерны и холдинги в результате распада СССР стали значительно меньше, чем были. Однако участь разукрупнения постигла и многие концерны, головные предприятия которых базировались в других республиках, а ряд заводов действовал на территории БССР.