Почему экономикам России и Беларуси нужен мир

2025-02-14 20:48:50
"Алексей МАЗАРТОВ, «Белорусы и рынок»"
Фото: "Белорусы и рынок"

В среду 12 февраля президент США Дональд Трамп поговорил по телефону с Владимиром Путиным о мирном урегулировании в Украине. Российский фондовый рынок после этого разговора немедленно воспрял духом. Капитализация российских компаний выросла на миллиарды долларов. По итогам своего телефонного разговора Трамп сказал, что Путин искренне стремится к миру.

О том, почему экономика России и Беларуси нужен мир, - в новом выпуске программы “Оптимум” на Ютуб-канале “Белорусы и рынок”.

В слова о стремлении к миру можно даже поверить. Потому что в своем неистовом стремлении к миру Россия потратила уже столько, что ей становится некем и нечем воевать. Положительные эффекты для экономики, которые заключались в рекордном росте ВВП и доходов населения, закончились, а отрицательные - как раз начинаются.

Российская экономика росла за счет военных заказов, а доходы российского населения - за счет военных расходов. И все было хорошо, пока не начало становиться ужасно. За счет военных заказов промышленное производство в России выросло на 4,6%. Но при этом добыча полезных ископаемых сократилась на 0,9%, производство в сельском хозяйстве упало на 3,4%. Увеличение производства снарядов, ракет, патронов и танков дает показатели прироста ВВП, но ничего не дает в смысле укрепления материальной базы экономики.

Снаряд полетел, взорвался и затраченные на него ресурсы развеялись в воздухе. А ресурсов на производство снарядов Россия тратит много. Очень много. Российские военные расходы сейчас выше, чем у всех стран Евросоюза вместе взятых. Дефицит федерального бюджета в январе составил 1,7 трлн рублей или 0,8% от ВВП. Это больше, чем было запланировано на весь этот год. Российский Минфин говорит, что худшее позади, дальше будет лучше и бюджетный дефицит вернется в норму.

Но он и в прошлом году говорил то же самое. А в декабре прошлого года дефицит российского бюджета был больше 3 трлн рублей. И это было гораздо выше планов.

Лишние расходы давят на финансовый рынок. Поэтому российский Центробанк не может справиться с инфляцией. Потому что все повышения ставки нейтрализуются огромными вливаниями денег в экономику. Поэтому годовая инфляция в России держится на уровне 10%, а продовольственная - уже гораздо выше. Почти на 50% подорожали в России фрукты и овощи, молочные продукты - на 20%, хлеб - на 15%.

Поэтому России, российской экономике, конечно, нужен мир.

Но весь вопрос в том, какой именно мир нужен России. Потому что в Россию вернутся с войны сотни тысяч не очень довольных людей, которые захотят найти свое место в новой мирной жизни. И не только экономическая, но и политическая стабильность России будет зависеть от того, какое место им смогут предложить.

А переход с военных на мирные рельсы требует времени. И в течение этого переходного периода ситуация в экономике будет хуже, чем была раньше. Объемы производства упадут, на рынке появится много лишних людей. Доходы людей упадут, потому что не будет вот этих огромных военных расходов.

Поэтому российской экономике нужен не просто мир. Российской экономике нужно прекращение или существенное ослабление санкций, которое могло бы ее поддержать в этот переходный трансформационный период. А без отмены или значительного ослабления санкций переходный период будет долгим и довольно болезненным.

И ситуация в белорусской экономике в этом смысле ничем не отличается.

Российские военные заказы стали основой белорусского экономического чуда. На заседании коллегии государственного военно-промышленного комитета, которое прошло 7 февраля, ведомство отчиталось о том, что за прошлый год в Беларуси было произведено рекордное количество вооружений.

«Мы очень серьезно увеличили объемы промышленного производства. Они достигли исторического максимума. Мы очень неплохо поработали на рынке вооружений. Мы продолжали развиваться, мы строили новые цеха и этот тренд мы продолжим», - сказал председатель Госкомвоенпрома Дмитрий Пантус.

Но военно-промышленный комплекс в одиночку вывозить экономику целой страны долго не может. И белорусская экономика начала это ощущать уже с середины прошлого года. А по итогам года, впервые за последние пять лет, во внешней торговле сложился дефицит в 1,3 млрд долларов.

Потому что спрос на российском рынке снижается, а найти альтернативные рынки у белорусских товаров не получилось.

«Рынки закрываются. Идут торговые войны, так называемые. Доминирующей стратегией становится протекционизм», - сказал премьер Роман Головченко.

Поэтому, если война прекратится, то белорусской экономике придется пережить ту же болезненную трансформацию перехода на мирные рельсы, что и российской. А запас прочности у белорусской экономики, в силу объективных причин, гораздо ниже.

Но если война продолжится, то может получиться еще хуже. Потому что проблемы в российской экономике будут нарастать, спрос на мирные белорусские товары - снижаться, давление российской инфляции на белорусский рынок - расти. А военная промышленность уже перестала справляться.

Поэтому для Беларуси в этом году при любом варианте развития событий становится ключевым вопрос об ослаблении западных санкции и нормализации отношений с соседями.

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!