Построив несколько десятков профильных предприятий, власти обнаружили, что для белорусских пеллет нет рынков сбыта. Поэтому решили простимулировать их потребление на внутреннем рынке. Для этого внесены изменения в соответствующие нормативные акты Совмина.
В частности, облисполкомам, Минскому горисполкому поручено обеспечить направление средств местных бюджетов на финансирование строительства энергоисточников, работа которых планируется в том числе с использованием древесных топливных гранул (пеллет), в объемах, не менее предусмотренных на указанные цели расчетными показателями по консолидированным бюджетам областей.
Цены на древесные топливные гранулы (пеллеты), реализуемые на внутреннем рынке организациями, подчиненными Министерству лесного хозяйства, будут регулироваться Минлесхозом. Он должен также обеспечить оперативную равномерную поставку пеллет по заявкам граждан.
В июне, напомним, свое недовольство по поводу пеллет выразил Александр Лукашенко. «Вложены немалые инвестиции. Как государственные, так и частные. Но сегодня в силу известных внешних обстоятельств пеллетные производства работают ни шатко ни валко», — сказал он тогда на совещании с правительством.
Идея стать великой пеллетной державой посетила белорусские власти в конце 2010-х. Потому что лесов у нас много, а девать их некуда. С тех пор в стране построили 67 предприятий по производству пеллет с общей мощностью в 900 тыс. тонн.
«Это было мое жесткое, настоятельное требование», — сказал Лукашенко.
Предполагалось, что белорусские заводы будут продавать пеллеты в Европу, а страна от этого богатеть. В 2021 году в Европу даже успели продать 570 тыс. тонн белорусских пеллет. Но потом случились санкции и оказалось, что без белорусских пеллет Европа не замерзнет. А вот Беларуси пеллеты девать некуда.
Потому что с рынками сбыта все сложно. На дружественном российском рынке хватает собственных пеллет. Российские производители пеллет испытывают те же проблемы, что и белорусские. Из-за санкций экспорт в прошлом году упал на 50%. Производство сократилось на 30%. Так что для белорусских пеллет в России места нет.
На рынок дружественного Узбекистана Беларусь в прошлом году поставила 2 тыс. тонн пеллет. То есть, 0,2% от потенциального объема производства.
Вице-премьер Петр Пархомчик, правда, пообещал освоить китайский рынок. Потому что когда белорусским властям что-нибудь некуда девать, они всегда думают про бездонный китайский рынок. «Хотя логистика очень сложная», — признался вице-премьер.
Но проблема не только в логистике, хотя, конечно, возить пеллеты стоимостью в 90 евро за тонну за 7 тыс. км и дорого, и сложно. Проблема еще и в том, что на китайском рынке белорусские пеллеты тоже не нужны. При потреблении в среднем в 30 млн тонн в год, собственные китайские мощности по производству пеллет составляют 35 млн. Поэтому еще в 2020 году Китай запретил поставку пеллет из России и Беларуси под предлогом защиты окружающей среды.
«Сейчас мы работаем в этом плане, чтобы договориться с КНР и выделить квоты для того, чтобы поставлять пеллеты», — сказал Пархомчик.
Учитывая, что Россия безрезультатно обсуждает с Китаем отмену этого запрета уже три года, шансы белорусских пеллет на китайском рынке выглядит очень туманными. «На экспорт поставлять не можем. Логистика не позволяет или ума не хватает», — сказал Лукашенко.
Однако отсутствие рынков сбыта – не повод отказываться от идеи, которую белорусские власти однажды признали перспективной. Даже если эти перспективы сомнительные.
«Раз производства созданы, то они должны работать», — сказал Лукашенко.
Поэтому, раз пеллеты никому не нужны за границей, власти решили сделать ставку на внутренний рынок. Правда, чтобы использовать пеллеты для отопления нужно произвести массовую замену котлов. Потому что те котлы, которые есть, на пеллеты не рассчитаны. На покупку таких котлов Беларусбанк уже начал выдавать льготные кредиты под 4% годовых. То есть, потратив миллионы на производство ненужной продукции нужно потратить еще больше, чтобы эта продукция стала хоть кому-нибудь нужна.