Президент России подвел итоги года в ходе большой пресс-конференции, совмещенной с прямой линией. Главное с мероприятия собрал РБК.
Прямую линию президент Владимир Путин начал с экономики, назвав ее «основой основ». «С ней в России ситуация обстоит нормально», — заявил он.
По словам президента, в прошлом году рост российской экономики составил 3,6%, а в этом будет 3,9%, а может быть, 4%. За два года рост составил около 8%, отметил он, при этом в США показатель равняется 5–6%, в еврозоне — 1%, а в Германии — 0% — и, судя по всему, и в 2025 году будет 0%.
Вместе с тем тревожные сигналы все же есть — это инфляция, продолжил Путин. По его словам, глава ЦБ Эльвира Набиуллина сообщила, что она составляет 9,2–9,3%. Однако зарплаты выросли на 9% «в реальном выражении, за минусом инфляции», подчеркнул глава государства. Позже он уточнил, что говорил об усредненных показателях.
Власти решают проблему разогрева экономики, рост ВВП в 2025 году составит 2–2,5%, отметил Путин. «В целом ситуация стабильная и надежная», — заявил он.
«По мясу Россия себя полностью обеспечивает. <...> Потребление составляет примерно 80 кг на человека в год, а в мире — 42. Потребление мяса у нас выросло в два раза в последнее время», — заявил он.
Похожая ситуация и с молоком, а следственно, и со сливочным маслом. «Каждый год увеличивается производство молока, но увеличивается и потребление. Просто продуктов не стало настолько больше, насколько возросло потребление», — сказал Путин, добавив, что для решения проблемы «нужно работать в отраслевом смысле».
Второй причиной роста цен на продукты президент назвал урожай, третьей — «рост мировых цен на некоторые продукты». Также он отметил внешние ограничения, которые хоть и «не ключевые», но «в некоторой степени отражаются» на ситуации.
Есть и «субъективные недоработки наши», продолжил глава государства. «Некоторые эксперты полагают, что ЦБ мог раньше использовать некоторые инструменты, не связанные с повышением ключевой ставки. Их много». Что касается правительства, то оно «работает много и много делает, когда думает о будущем».
«Движение идет по всей линии фронта каждый день. Наши бойцы возвращают территорию квадратными километрами».
Президент пожелал всем бойцам, в том числе в Курской области, «победы, удачи и возвращения домой».
Жительница Курской области спросила, когда российские военные освободят регион. «Не хочу называть конкретную дату, когда выбьют. Ребята сейчас ведут бой. Не было смысла никакого ни заходить ВСУ туда, ни держаться, но тем не менее это происходит. Мы точно их выбьем, но вопрос о конкретной дате... Я представляю [как идет ход боевых действий]: есть же планы, они мне докладываются. Но сказать: вот к такому числу… Но ребята же меня слышат. Они же пойдут к этой дате, не будут с потерями считаться. День-два уже не имеет значения», — ответил Путин.
Он также обещал, что «все будет восстановлено: и дорожная сеть, и коммунальная инфраструктура, и социальные объекты, жилье, конечно». Будут выдаваться и сертификаты на восстановление жилья. «Кто хочет переехать — будем помогать переехать в другие регионы».
Президент назвал упущением, что воюющие в Курской области бойцы не получают выплаты как участники военной операции. «Для меня это неожиданная информация. Я понимаю, о чем идет речь. Те бойцы наши, военнослужащие, которые воевали на других участках фронта, являются участниками боевых действий. Если их переместили в Курскую область, они все должны получать [выплаты]», — заявил Путин.
Президента спросили, является ли «Орешник» модификацией старого оружия, а также какой смысл вкладывался в название.
«Это современное, очень новое оружие. Все, что делается в любой сфере, опирается на прежние разработки. Да, были разработки, причем разработки уже российского периода времени. На этой базе инженеры думали, что сделать еще, согласовывали с заказчиком, Минобороны, и я принимал решение, производить или нет его», — сказал Путин.
Восстановлено 21 тыс. объектов, из них 11 тыс. — за счет федерального бюджета, а 10 тыс. — за счет старых регионов, взявших шефство над вошедшими в состав России субъектами. В ближайшие пять-шесть лет должны восстановить и построить еще 20 тыс. объектов, добавил Путин.
«Что касается конкретных регионов, то я бы хотел обратиться к их жителям и сказать, да и ко всей России, чтобы люди тоже знали во всей стране, что эти регионы — они имеют очень хороший потенциал развития. Их налоговый потенциал очень большой», — заявил президент.
Также в новых регионах будет восстанавливаться вся дорожная сеть. А вокруг Азовского моря, ставшего внутренним морем России, планируется построить кольцевую автодорогу. «И это будет такая же дорога, как «Таврида» в Крыму: четырехполосное движение со всеми преимуществами такой трассы», — сообщил Путин.
Журналист американского телеканала NBC задал Путину несколько вопросов. В частности, он заявил, что Россия находится в «ослабленной позиции», поскольку большое количество россиян погибли на Украине, произошло покушение на генерала Игоря Кириллова, а сирийское правительство Башара Асада, которое поддерживала Москва, пало. «Когда вы встретитесь с Трампом, вы будете более слабым лидером», — сказал журналист. Он спросил, что Россия сможет предложить в случае переговоров.
«Не знаю, когда мы встретимся. Я с ним вообще не разговаривал более четырех лет. Я готов к этому, готов буду и к встрече. Что касается вопроса, что Россия в каком-то ослабленном состоянии находится: уважаемый коллега, вам и тем людям, которые вам платят, очень бы хотелось, чтобы Россия была в ослабленном положении. Россия стала гораздо сильнее за предыдущие два года. Мы становимся по-настоящему суверенной страной. О темпах развития экономики я уже сказал. Укрепляем свою обороноспособность. То же самое касается оборонной промышленности: наращиваем. Делаем уверенно, быстрыми темпами, чего не скажешь о противниках», — заявил Путин.
Президента также спросили, готова ли Россия идти на компромиссы в переговорах и что готова предложить в качестве уступок Украине.
«Политика и есть искусство компромисса. Мы всегда готовы к переговорам и компромиссам. Противная сторона отказалась от переговоров. А результатом переговоров всегда является компромисс. Мы же достигли договоренности, по сути, в Стамбуле. Украинская сторона парафировала этот документ, а потом отказалась. Приехал Джонсон и сказал, что нужно воевать до последнего украинца. И вот заканчиваются уже эти украинцы», — ответил Путин.
Он отметил, что с Россией «воюют практически все страны НАТО». «Один снаряд 155 мм два года назад стоил 2 тыс. евро. Теперь стоит 8 тыс. евро. Если все будет развиваться таким же темпом, то не только 2% расходов не будет хватать на военные расходы — не будет хватать и 3%», — сказал Путин. (Трамп ранее заявлял, что европейские страны должны выделять на военные расходы НАТО не менее 2% ВВП, а FT узнала, что теперь обсуждается и повышение порога до 3%.)
Отвечая на вопрос об «ослабленной России», Путин процитировал писателя Марка Твена: «Поскольку вы американец, я хочу вспомнить известного всем человека и писателя, который как-то сказал: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены».
Убийство начальника Войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных сил России Игоря Кириллова — это теракт, заявил Путин.
Генерал-лейтенанта убили способом, опасным для жизни многих, и Киев не раз совершал такие террористические преступления в отношении многих россиян, сказал он. «И в Курской области сейчас, когда они расстреливают мирных граждан, и на других территориях России убивали журналистов», — заявил президент.
Российским спецслужбам, в свою очередь, нужно «совершенствовать эту работу и не допускать таких тяжелейших для нас проколов».
«Вам хочется подать происходящее в Сирии как поражение. Мы пришли туда, чтобы там не был создан террористический анклав. В целом мы своей цели достигли. И те группировки, которые воевали с Асадом, претерпели изменения. Недаром ряд стран и США хотят сейчас с ними наладить отношения. Чего ж вы лезете, если они террористические?» — спросил Путин американского журналиста.
Что касается российских вооруженных сил, то у России не было наземных войск в Сирии, там есть только две военные базы — военно-воздушная и военно-морская. «Наземная компонента состояла из вооруженных сил самой Сирии и некоторых <...> так называемых проиранских боевых соединений», — сказал Путин.
Он отметил, что Россия рассчитывает на стабилизацию ситуацию в республике. «Мы поддерживаем отношения со всеми группировками, которые там контролируют ситуацию, со всеми странами региона. Подавляющее [большинство] из них говорит нам о том, что были бы заинтересованы в том, чтобы наши военные базы в Сирии остались», — заявил Путин.
Российский президент также отметил, что пока не виделся с Асадом после его приезда в Москву, но планирует это сделать.
Об условиях для переговоров: «У нас нет предварительных условий, мы готовы вести диалог без предварительных условий, но на базе того, о чем мы договорились в Стамбуле, исходя из реалий на земле, которые складываются сегодня. Эти тезисы были изложены в моем июньском выступлении».
О том, почему считает нелегитимным Владимира Зеленского: «По поводу нелегитимности режима. Уже об этом говорил. Руководитель, идейный вдохновитель этой организации «Другая Украина» Виктор Медведчук, мы с ним практически не видимся, и он так считает. Нелегитимность заключается в том, что в Конституции Украины нет указания на возможность продления полномочий [президента] даже в случае военного положения», — заявил Путин.
Конституция дает возможность продлить полномочия только представительного органа власти — Верховной рады, подчеркнул он. При этом государственное устройство на Украине таково, что целый ряд органов власти формируются президентом. «Но если само первое лицо нелегитимно, то и все остальное теряет легитимность. Они соучастники противоправной деятельности». Если же дойдет до заключения мирного соглашения, то это «чисто формальный юридический процесс: подписание возможно «только с представителями легитимных органов власти».
«То, что происходит с РПЦ [на Украине], — уникальная вещь. Грубейшая вещь, нарушение прав верующих. Идет растерзание церкви, это как расстрел на глазах у всего мира. И во всем мире предпочитают этого не замечать. Тем, кто это делает, я думаю, это еще аукнется. Они ведь даже не атеисты, те-то во что-то верят, что бога нет. А это не атеисты, а люди вообще без всякой веры, безбожники. Этнические евреи, а кто их видел в синагоге? Их там никто не видел. Они вроде как не православные, потому что в церквях тоже не бывают. Они не приверженцы ислама, потому что и в мечети они вряд ли появляются. Люди без рода без племени, им ничего не дорого, что дорого нам и подавляющей части украинского народа. Удерут когда-то и будут ходить не в церковь, а на пляж».
О контактах с Анкарой: «Мы находимся в постоянном контакте с президентом Эрдоганом. Конечно, обсуждали ситуацию в регионе. Отношение Эрдогана и Турции к событиям в регионе и наша позиция хорошо известна. Мы полагаем, что решить палестинскую проблему можно, только убрав ее причину. Создать два государства согласно плану ООН».
О целях Турции: «В отношении Сирии Турция делает все, чтобы обеспечить безопасность на южных рубежах, создать условие для возвращения беженцев с подконтрольной сирийской территории, отодвинуть курдские формирования от границы».
Путин отметил, что проблема Турции с Рабочей партией Курдистана длится уже долгое время. «Надеюсь, что никакого обострения не будет, но некоторые политические деятели Европы мне еще совсем недавно на встречах говорили, что после Первой мировой войны курдам обещали собственное государство, их обманули и так далее», — сказал он.
Президент напомнил, что в регионе проживают миллионы представителей этого народа. «Это серьезная курдская проблема. Это серьезные ребята, серьезные бойцы. Нужно решать курдскую проблему. В рамках Сирии президента Асада нужно было это решать, сейчас нужно решать с теми властями, которые контролируют территорию Сирии, и Турции как-то обеспечить свою безопасность», — заявил Путин.
О действиях Израиля: «Израиль нарушает международное право в Иране и Ливане. Оккупирует Сирию и нарушает ее суверенитет. Не знаю, какую цель Израиль преследует в секторе Газа, но это вызывает только осуждение».
Российский президент считает Израиль «главным бенефициаром» событий в Сирии. «Можно как угодно относиться к тому, что он делает. Россия осуждает захват любых российских территорий. Израиль решает тоже для себя вопросы, связанные с безопасностью. Он продвинулся на глубину до 20 км на Голанских высотах, вошел в укрепления, которые были созданы для Сирии еще Советским Союзом. Мы надеемся, что Израиль когда-то выйдет с территории Сирии, но сейчас он заводит туда дополнительные войска. Такое впечатление, что они не только уходить не собираются, но собираются усиливаться», — сказал Путин.
Если все приведет к дезинтеграции Сирии, эти вопросы должны будут решаться местным населением, добавил он.
Путина спросили, сообщила ли глава Центробанка Эльвира Набиуллина, какое решение регулятор примет 20 декабря по ключевой ставке.
«Нет, она мне не говорит, какая будет [ключевая ставка]. И она сама, наверное, этого пока не знает, потому что они обсуждают это на совете директоров и в ходе дискуссии принимают окончательное решение. Надеюсь, оно будет взвешенным и отвечать требованиям сегодняшнего дня», — ответил президент.
«Я бы хотел почаще встречаться со своими друзьями и близкими мне людьми, и чайку с ними выпить, и пообщаться», — ответил Путин. По его словам, некоторые друзья у него сохранились еще с детства.
Путин также перечислил ушедших мировых лидеров, которые, по его мнению, внесли большой вклад в развитие двусторонних отношений и мировой политики. Среди них российский лидер назвал бывшего канцлера Германии Гельмута Коля. «После первой встречи в 1993 году на протяжении длительного времени нечасто, но регулярно он приезжал ко мне в гости. Он много сделал для своей родины. Я с интересом вспоминаю многие наши разговоры, они были для меня очень полезными», — рассказал Путин.
Очень интересным человеком он назвал и бывшего президента Франции Жака Ширака. По словам Путина, тот был всесторонне образован, имел собственное мнение и строго его придерживался. «[Он] был корректным, галантным. Тоже многому [у него] научился. Манера поведения, интеллигентность поведения», — добавил президент.
Немного другим человеком, теплым, деятельным был бывший премьер Италии Сильвио Берлускони. «Он так же, как Ширак, сделал многое для развития двусторонних отношений. Все они были личностями. Все концентрировались для достижения интересов собственных стран, укрепления суверенитета», — заявил Путин. Он также добавил, что у него теплые отношения с нынешним премьером Индии Нарендрой Моди.
Нового контракта на транзит газа в Европу через территорию Украины не будет — она отказалась от продления договора, хотя получала по нему 700–800 млн долларов в год, заявил Путин. «Этого контракта не будет, уже все ясно. Хорошо, мы переживем, «Газпром» это переживет», — сказал он.
По словам Путина, Украина ведет себя непоследовательно, поскольку, с одной стороны, «клюет с руки» у европейских стран, помогающих ей в военной операции, а с другой — создает им проблемы, перекрывая относительно недорогой российский газ.
Как сообщил президент, спецслужбы доложили ему о том, что в Словакии задержали украинских диверсантов с картами расположения объектов газовой энергетики в Словакии.
«Я попрошу по партнерским каналам (связи сохраняются), чтобы наши спецслужбы запросили своих коллег, что же это все-такие такое. Мало того что у нас теракты совершают — теперь и в европейские страны. <...> Но это их выбор. Наш — развитие сотрудничества, и мы будем добиваться своих целей», — заключил президент.
«Прошли три года войны, все мы очень изменились, война изменила каждого. А что изменилось в вас, что-то вы поняли про себя?» — спросил Путина корреспондент «Коммерсанта» Андрей Колесников.
Что касается изменений за последние годы, то президент отметил, что «мы все меняемся, меняемся каждый день, каждый час». «Но эти три года, они, конечно, были серьезным испытанием для всех нас, всей страны. Я стал меньше шутить и почти перестал смеяться. Я стал совершенствовать имеющиеся у меня навыки в поиске ключевых вопросов и возможности сосредоточить внимание на их решении», — добавил президент.
Путина спросили, считает ли он спустя 25 лет, что уберег Россию, — такое напутствие давал Борис Ельцин. «Да, считаю, что не просто уберег, а что мы отошли от края пропасти. Все, что происходило с Россией до и после, вело к утрате нашего суверенитета. Все было как бы хорошо, Ельцина покровительственно хлопали по плечу, не замечали даже, когда он немножко прикладывался к рюмочке, он был очень приятен в западных кругах. Но как только он поднял голос в защиту Югославии, назвал недопустимыми удары по Белграду, по столице европейского государства без санкции Совета Безопасности ООН, его тут же начали преследовать, обзывать: он такой-растакой, алкаш и прочее. Разве вы этого не помните? Я сделал все, чтобы Россия была самостоятельной и суверенной державой», — заявил Путин.