У истоков протестантского бизнеса

2023-01-09 22:12:37
"Вадим СЕХОВИЧ, "Белорусы и рынок""

Первая половина 90-­х вошла в историю Беларуси как период практически полной свободы вероисповедания. В условиях такой же почти полной на первых порах свободы предпринимательства целые конфессии и их отдельные представители пытались заработать деньги на содержание приходов и удовлетворение нужд паствы в сопутствующих святому слову атрибутах церковных богослужений. О том, кто преуспел на этой ниве, в нашем материале.

Религиозная либерализация

Либерализация общественных отношений, начавшаяся в Советском Союзе в середине 90-х, отразилась и на религиозной жизни Белорусской ССР и потом на жизни независимой Беларуси: в республике появились новые конфессии, а число традиционных общин начало стремительно расти.

Например, в середине 1992 года в Беларуси действовало около 1,5 тыс. приходов, принадлежащих к девятнадцати религиозным конфессиям. По количеству общин лидером оставалась Белорусская православная церковь, подчиненная Московскому патриарху. Но по динамике прироста приходов ее обходили римско-католическая церковь и стремительно прираставшие неофитами многочисленные протестантские конфессии. В то время начали проводиться богослужения в нескольких вновь организованных общинах кальвинистов, христиан веры апостольской, Свидетелей Иеговы, Церкви Иисуса Христа, Собрания христиан. Но больше всего приходов было у евангельских христиан-­баптистов и христиан веры евангельской (пятидесятников). Большинство из них исторически концентрировалось на территории Брестской области, но постоянно основывались приходы в других регионах, привлекая сторонников эффектными выступлениями проповедников. Например, только за лето 1993 года в Минске побывали всемирно известные евангельские миссионеры норвежец Арил Эдвардсен и голландец Иоганн Маасбах, собрав полные залы Дворца спорта и ДК тракторного завода.

Именно баптисты и евангелисты стояли у истоков двух довольно крупных коммерческих проектов, появившихся в независимой Беларуси в начале 90-х. Причем обе инициативы относились к финансовой сфере.

Баптисты ­банкиры

Белорусские баптисты приложили руку к созданию одного из старейших банков независимой Беларуси. Он был основан по инициативе тогдашнего известного бизнесмена Владимира Эфрона и первоначально назывался Коммерческий банк «Экоразвитие».

Новое учреждение получило регистрационное свидетельство еще в Госбанке СССР в сентябре 1990 года. В 1992-м «Экоразвитие» акционировали, и в его составе появились новые акционеры, включая Союз евангельских христиан-баптистов. В надежде на дивиденды баптисты вложили в уставный фонд «Экоразвития» часть церковной казны.

К концу 1993 года баптисты были одними из пятнадцати ключевых акционеров банка, в числе которых также значились Союз предпринимателей и арендаторов Беларуси, производственное объединение «Белкоммунмаш», компании Владимира Эфрона, писателя Евгения Будинаса, кинопродюссера Валерия Мацулевича, футбольный инвестор Евгений Хвастович и возглавляемый им хозрасчетный футбольный клуб «Динамо» (Минск).

Правда, ожидаемых дивидендов своим акционерам «Экоразвитие» не приносил. И это подвигло их в 1993 году продать контрольный пакет холдингу «Пуше». Основной акционер «Пуше» Александр Пупейко стал председателем совета банка и переименовал его в «Олимп». 

В дальнейшем, после смены собственников, данное финансовое учреждение стало называться «Белгазпромбанк».

Пятидесятники­ страховщики

Если банк баптистов принадлежал к аутсайдерам банковского рынка, то проекту христиан веры евангельской удалось оставить более заметный след в истории становления страхового дела в Беларуси.

Во-первых, страховая компания «Христианская миссия», созданная с участием Союза христиан веры евангельской, стала обладателем лицензии № 1, выданной страховым организациям в независимой Республике Беларусь.

Во-вторых, «Христианская миссия» входила в число лидеров страхового рынка страны наряду с государственным «Скарбом», «Кентавром», «АльВеНа», ТАСК, Белорусской страховой компанией. Успехи обеспечили партнеры пятидесятников среди учредителей и руководителей компании, прошедшие к тому времени неплохую школу предпринимательства. Компания работала по двадцати видам страхования, но в приоритете были страхование от риска невозвращенных кредитов, с которого она начинала свою деятельность, а также страхование автотранспорта и грузов.

Одной из первой в отрасли «Христианская миссия» занялась медицинским страхованием: подписывала договоры с клиниками и отдельными специалистами, в которых застрахованные у нее клиенты могли получить первоочередное, в основном диагностическое, обслуживание. Важнейшим партнером «христиан» стал один из первых в стране частных медицинских центров «Сантана». В нем клиентам «Христианской миссии» сначала устанавливали диагноз, а со второго обращения обладателям полисов полагалась скидка. В перспективе планировалось отправлять постоянных клиентов в престижные санатории с частичной компенсацией стоимости или даже бесплатно.

Успешное существование этого бизнеса, которое позволяло получать приличные дивиденды и, как было записано в уставе, исправно направлять 10 % прибыли на богоугодные дела в виде благотворительных взносов, продолжалось до середины 1993 года. Началом конца послужил неосторожно застрахованный банковский кредит, который по поддельному паспорту получил мошенник. Накупив на обналиченные рубли валюты и золота, он скрылся за океан. Бегство мошенника стало поводом для подготовки первого обращения белорусских властей в Интерпол, а «Христианская миссия» подсчитывала крупные убытки. От этого финансового стресса она так и не смогла оправиться и в 1997 году приказала долго жить.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!