Андрей Ожаровский: Проблема радиоактивных отходов перекладывается на плечи будущих поколений

2021-04-25 22:55:55

Через 10 лет в Беларуси будет возведена первая очередь хранилища радиоактивных отходов Белорусской АЭС, сообщил первый заместитель начальника Госатомнадзора Леонид Дедуль. Сейчас идет выбор площадки под строительство объекта.

За 60 лет проектного срока эксплуатации Белорусской АЭС будет образовано около 9 тыс. кубометров низко- и среднеактивных отходов, а также примерно 60 кубометров высокоактивных. Стоит ли волноваться белорусам по этому поводу?

Своей точкой зрения на этот счет с газетой «Белорусы и рынок» поделился российский физик-ядерщик, эксперт программы «Безопасность радиоактивных отходов» Андрей ОЖАРОВСКИЙ:

— Проблема радиоактивных отходов стоит перед любой страной, располагающей АЭС, — значит, теперь такая проблема есть и у Беларуси.

Любая атомная электростанция, любая АЭС производит газообразные, жидкие и твердые радиоактивные отходы. Газо­образные выбрасываются в атмосферу через вентиляционные трубы АЭС, жидкие переводят в твердую форму. Но что делать с твердыми отходами в долгосрочной перспективе, не ясно. Некоторые страны планируют строительство пунктов глубинного захоронения радиоактивных отходов, «репозитарии». Но к сооружению такого объекта приступила только одна страна — Финляндия. Остальные выжидают, и для этого есть две причины: дороговизна подобного объекта (стоимость доходит до десятков миллиардов евро) и отсутствие уверенности, что геологические объекты действительно пригодны для длительной, до десятков тысяч лет, изоляции опасных радиоактивных веществ от окружающей среды.

Основная опасность искусственных радионуклидов, образующихся в реакторах АЭС, состоит в том, что в случае проникновения в окружающую среду они могут попасть в питьевую воду, продукты питания и, значит, в организм человека. Это приводит к внутреннему облучению, более опасному, чем внешнее. Особенно это опасно для населения Беларуси, уже подвергнутому повышенной радиационной нагрузке из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Пока у Беларуси нет планов строительства пункта глубин­ного захоронения радиоактивных отходов и нет средств для этого. Поэтому предложено строить временное хранилище для радиоактивных отходов АЭС. Конечно, это не решит проблему, а только отодвинет ее, переложит на плечи будущих поколений, ведь избавиться от опасных отходов не удастся. Каждая страна должна сама решать проблемы отходов, но в случае с радиоактивными надежного долгосрочного решения нет.

Особо опасный вид отходов АС — отработанное ядерное топливо (ОЯТ). По официальным данным, один энергоблок ежегодно будет производить примерно 26 т этих отходов. Казалось бы, это не много, но именно в ОЯТ содержится около двухсот средне- и долгоживущих радионуклидов, в том числе печально известные по Чернобылю цезий и стронций с периодом полураспада около 30 лет и очень долгоживущий плутоний, период полураспада которого 24 тыс. лет. Изначально в соглашении о строительстве Росатомом АЭС в Беларуси говорилось, что Россия может на время забрать ОЯТ «на переработку», однако отдельного соглашения об этом так и не было достигнуто. Но даже если Россия за немалые деньги заберет белорусский ОЯТ, все равно отходы «переработки» должны будут вернуть Беларусь, то есть проблема радиоактивных отходов перед страной останется.

Не следует забывать, что, кроме ОЯТ, существуют и другие виды радиоактивных отходов. Общественная экологическая экспертиза еще в 2011 году предупреждала правительство Беларуси о серьезности проблемы радиоактивных отходов. Невозможность найти приемлемые пути решения проб­лемы радиоактивных отходов сыграла немаловажную роль в принятии решения об отказе Германии от атомной энергетики. Страна успешно выполняет эти планы и заменяет атомную энергетику возобновляемой. Жаль, что Беларусь не пошла по этому пути.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!