Об итогах работы суда за год и предложениях по усовершенствованию механизмов правозащиты 5 февраля рассказал глава КС Петр Миклашевич.
После конституционного референдума 1996 г., роспуска Верховного Совета и формирования президентом нового законодательного органа из лояльной части депутатского корпуса Конституционного суда сразу стало мало работы. Основной Закон Беларуси предоставляет право обращаться в КС президенту, парламенту, Верховному и Высшему хозяйственному судам, а также правительству. В период противостояния ветвей власти КС активно работал и многие его решения имели огромный общественный резонанс.
Это - в прошлом. Теперь КС привлекает внимание только с точки зрения кадровых перестановок или проведения капитального ремонта здания, в котором он находится. Как следует из слов председателя Конституционного суда П. Миклашевича, в 2008 г. не было ни одного обращения в КС из органов, которые имеют на это право. Что касается граждан, то они около полутора тысяч раз обращались в КС, и практически все обращения были перенаправлены в другие инстанции.
Исключение составили два десятка случаев, связанных с пробелами в законодательстве. На основе обращения граждан КС разработал предложения по устранению коллизий в законодательстве. Кстати, в минувшем году было принято во внимание десять таких предложений, сделанных Конституционным судом в предыдущие годы.
Чем же в таком случае занимается КС? Минувшим летом президент принял декрет о расширении полномочий Конституционного суда, в соответствии с которым суду было поручено осуществлять предварительный контроль законов перед их подписанием президентом. За полгода Конституционный суд рассмотрел 102 закона - теперь это главное направление его деятельности. П. Миклашевич назвал ряд критериев, положенных в основу оценки конституционной законности. Среди них оказался пункт "Эффективность деятельности правозащитного механизма по защите и восстановлению нарушенных прав граждан".
Может сложиться впечатление, что Конституционный суд записался в правозащитники. Михаил Пастухов, который до 1996 г. был судьей Конституционного суда, в интервью "БР" заявил, что для таких выводов нет оснований: "Я наблюдаю за деятельностью КС с того момента, как я ушел из КС, и могу сказать что КС всегда старался прикрываться заботой о правах человека".
По словам М. Пастухова, внешнее стремление ссылаться на международные акты о правах человека при принятии решений никак не сказывалось в целом на состоянии законности в стране и на ситуации с правами человека.
Свое мнение о ситуации с правами человека в Беларуси П. Миклашевич высказал, отвечая на вопрос корр. "БР", при этом глава КС призвал не обобщать: "Что касается прав человека в нашем государстве - не отвлеченное должно быть понятие, а конкретное, в отношении конкретного лица". Глава КС отметил, что на данный момент проводится соответствующее согласование с европейскими структурами и как раз ставятся вопросы, в том числе и совершенствования как законодательства, так и эффективной защиты прав человека.
Об одной из инициатив по совершенствованию механизма защиты прав человека П. Миклашевич рассказал. Сегодня белорусские граждане вправе обращаться в Конституционный суд через уполномоченных субъектов. По словам главы КС, в 2008 г. 60 граждан попытались воспользоваться своим правом, но не смогли. "60 обращений было не к нам, а в эти органы, но они дальше этих органов в Конституционный суд не пошли", - констатировал П. Миклашевич.
Поэтому, как отметил глава КС, сейчас рассматривается проблема отсутствия четкого законодательного механизма регулирования. "Мы ставим в послании вопрос о том, чтобы на должном законодательном уровне был урегулирован вопрос обращения граждан опосредованно через уполномоченных субъектов, чтобы те обращения доходили до Конституционного суда и были предметом их рассмотрения".
А пока: нет обращений - нет проблем и нечего обобщать.