Есть ряд процессов, которые оказывают влияние на страну одномоментно, но есть и те, которые могут иметь отсроченный эффект, либо проявить себя в ближайшем будущем. Они не всегда явные и не всегда на виду, что, впрочем, не делает их менее значимыми.
Аналитик Украинского института будущего Игорь Тышкевич отошёл от популярных и обсуждаемых тем и проанализировал процессы, которые не лежат на поверхности и часто остаются за рамками обсуждений и дискуссий. Но в то же время эти процессы важны для будущего развития Беларуси.
Дешёвый газ и белорусский химпром
С учётом текущих цен на «голубое топливо» в Европе, дешёвый российский газ, поставляемый в Беларусь по цене значительно ниже рыночной, повышает конкурентоспособность произведённой в Беларуси продукции за счёт снижения её стоимости. Конкурентное преимущество получает целый ряд предприятий, и даже отдельные отрасли промышленности.
Игорь Тышкевич в первую очередь обращает внимание на химическую промышленность Беларуси, в частности на предприятия, которые производят удобрения, – «Гродно Азот» и «Гомельский химический завод».
«По состоянию на сегодняшний день белорусские производители азотных удобрений, частично фосфорных удобрений, получают [из-за низкой цены на газ] конкурентные преимущества. Это, кстати, одна из причин, почему так быстро ввели санкции против «Гродно Азота» в очередном пакете. И параллельно с этим стоит вспомнить, что часть производителей азотных удобрений в Европейском союзе остановили свою работу перед Новым годом», – отмечает эксперт.
Соответственно, рынок находится в относительно дефицитном состоянии. Кроме того, цены на газ продолжают оставаться высокими. Всё это на руку белорусским производителям.
Контракты по калию
Прекращение транзита удобрений «Беларуськалия» по территории Литвы в последнее время стало одной из главных тем для обсуждения в СМИ и экспертном сообществе. И так случилось, что на фоне этой новости затерялась не менее важная и актуальная проблема – заключение калийных контрактов с Индией и Китаем. Именно на этом аспекте заостряет внимание Игорь Тышкевич.
В ближайшем будущем поиск альтернативных маршрутов доставки удобрений в Индию и Китай будет приоритетным для нашей страны. По информации агентства Bloomberg, Индия перед подписанием калийного контракта с Беларусью попросила последнюю показать всю логистику поставок, а также уточнить, какие порты будут использоваться для реализации доставки удобрений.
Ещё один ключевой момент – условия самих контрактов: цены, объёмы и валюты оплаты. Тышкевич напоминает, что Индия предложила Беларуси контракт в рупиях, а Китай, по мнению эксперта, может предложить контракт в юанях. Именно то, какие цены предложат покупатели и к каким валютам расчёта по факту придут заинтересованные стороны, будет иметь большое значение для Беларуси.
Кроме того, актуальным остаётся вопрос активности «Уралхима» и его возможной работы по поглощению либо выкупу «Славкалия».
«Если «Уралхим» выкупает активы «Славкалия», то по объёмам производства и предложения на внешних рынках российская компания снова выходит на паритетное состояние с «Беларуськалием». И плюс, учитывая, что «Славкалий» во многом создавался под китайский рынок, «Уралхим» усиливает свои позиции на китайском направлении», – отмечает Тышкевич.
Военно-промышленный комплекс
Важным направлением для будущего, (а кроме того и маркером глубины входа интересов Российской Федерации в Беларусь) является военно-промышленный комплекс. В частности, создание собственных образцов оружия и техники, принятие их на вооружение и продажа на внешних рынках.
По мнению Игоря Тышкевича, очень важным в этом направлении является программа по созданию зенитного ракетного комплекса средней дальности с Китайской Народной Республикой.
«Худший вариант [для Беларуси] – это скатывание на роль поставщика для российского ВПК. В таком случае это будет означать, что в отрасль существенно пришли российские интересы», – говорит эксперт.
Автопром и энергетика
Модернизация автомобилестроения (развитие электротранспорта) и трансформация энергосистемы – важные составляющие оптимизации работы с энергоносителями. Прежде всего, с энергоносителями, которые поставляются в Беларусь из Российской Федерации.
«То, насколько будут трансформированы отрасли в ближайшее время, повлияет, в том числе, на будущий баланс по газу для Республики Беларусь. Системы подогрева воды для отопления на электричестве, переход либо стимулирование перехода на электротранспорт – это то, что будет оказывать прямое влияние на переговоры с Россией по энергоносителям. Потому что уменьшение объёмов поставок или уменьшение зависимости от газа, даёт определённую возможность баланса», – считает Тышкевич.
Вопрос европейской колеи
Важным для транспортно-логистической системы Беларуси является начало физической реализации Директивы «О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой» от 3 декабря 2021 года.
А именно одного пункта, который предусматривает «создание международного логистического хаба на сухопутном маршруте Китай – Европа посредством функционирования международного логистического консорциума и проработку к 2025 году вопроса о присоединении индустриального парка «Великий камень» к европейской железнодорожной колее 1 435 мм со стороны белорусско-польской границы».
Игорь Тышкевич отмечает, что в Беларуси китайский транзит и возможность перевалки через белорусскую границу практически достиг своего предела с точки зрения пропускной способности.
«Однако если появится на протяжении двух-трёх лет европейская колея до «Великого камня», где китайские компании строят большую логистическую площадку, то фактически Беларусь получает возможность дополнительной перевалки на западном направлении ещё 400 тысяч TEU», – делится мнением аналитик.
С одной стороны, сооружение такой ветки даёт конкурентное преимущество Беларуси. С другой – создаёт мощный логистический узел, завязывая китайские логистические интересы на белорусской территории.