Как 190 компаний оказались под белорусскими санкциями и чем это грозит?

2022-07-10 17:18:08

В Республике Беларусь определили 190 компаний с иностранным капиталом, отдельным акционерам-участникам которых запрещено продавать свои доли.

О чем речь?

Совмин Беларуси постановлением №436 определил перечень юридических лиц, участникам (акционерам) которых, являющимися лицами «недружественных» государств, запрещено отчуждать доли/акции.

Акции этих компаний блокируются на счетах «депо» их владельцев на основании предписания Минфина о наложении ограничений по распоряжению ценными бумагами. Согласно документу, делается это «для защиты интересов Республики Беларусь».

Составление такого списка было предусмотрено указом от 14 марта 2022 года №93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики». Перечень «недружественных» государств был утвержден постановлением Совета министров от 6 апреля 2022 года.

Всего под ограничения попали 190 белорусских предприятий с участием иностранного капитала. В перечне больше всего лиц, зарегистрированных в таких странах, как:

  • Литва (32),
  • Кипр (24),
  • Польша (23),
  • Латвия (21),
  • Великобритания (13).

На первый взгляд кажется, что компаний в «черном списке» очень много. Но согласно данным Национального статистического комитета, в 2021 году в РБ насчитывалось более 6,2 тыс. организаций с участием иностранного капитала в уставных фондах, в которых работали около 425 тыс. человек, а выручка составила почти 121 млрд руб.

Больше всего совместных и иностранных предприятий создано с участием российского капитала — 2240. А вот позиции со 2-й по 9-ю занимает как раз бизнес из «недружественных» стран и Украины. На втором месте Литва с 491 предприятием, за ней следуют Кипр (442), Польша (303), Украина (299), Германия (298), Латвия (228), США (187) и Великобритания (172). Только десятое место занимает КНР — 166 предприятий.

Кто попал в список?

В список включено довольно много разноплановых компаний. Среди них:

  • предприятие по производству стройматериалов «Хенкель Баутехник»,
  • приборостроительное СП «Цейсс-БЕЛОМО»,
  • IT-компания «Эпам Системз»,
  • производитель кожгалантерейных изделий «Маттиоли»,
  • предприятие по обращению с отходами «Ремондис Минск»,
  • производитель роллетных систем и секционных ворот «Алютех»,
  • фармацевтическая компания «Фармлэнд», 
  • машиностроительный «Лидсельмаш»,
  • производитель косметики и парфюмерии «Белита»,
  • Минский международный образовательный центр имени Йоханнеса Рау и другие компании.

Многие компании создавались с участием белорусского и западного капитала. Поэтому, по мнению ряда экспертов, основной мотив появления «списка-190» — это ответ на западные санкции в отношении некоторых белорусских бизнесов. То есть сейчас запретили иностранным инвесторам из «недружественных» стран продавать доли, которые они имеют в белорусских предприятиях.

Под ограничения попали и те компании, конечные бенефициары которых белорусы, но зарегистрированы они в других странах, в том числе в офшорных юрисдикциях, таких как Кипр или Британские Виргинские Острова. Так, к примеру, в списке значится крупнейший белорусской ритейлер «Евроторг».

Полный список компаний, в отношении которых введены ограничения, можно посмотреть здесь.

Что будет дальше?

— В целом утверждение этого списка ожидалось с момента опубликования указа №93 в марте и мало для кого стало сюрпризом. Скорее наоборот, немного удивило, что прошло столько времени. Ряд компаний успели благополучно продать доли в белорусских «дочках», — рассказал порталу ilex.by партнер юридической фирмы Sorainen Максим Сологуб.

По его словам, попавшие в список 190 компаний, – совершенно разного калибра, из разных отраслей, явно разного финансового положения и степени инвестиционной привлекательности.

Максим Сологуб не слышал от инвесторов «сильно эмоциональных реакций» на список, «в отличие от событий конца февраля – начала марта». «Скорее всего, на фоне более насущных проблем – с транспортом, с расчетами, с инфляцией, с нарушением цепочек поставок, — это постановление большого стресса в моменте не добавило», — полагает эксперт.

Вместе с тем бизнес интересуется, какие действия и последствия возможны в будущем.

— Да, ряд клиентов уточняет, а какие действия возможны, и не пострадали ли другие права участников и акционеров, — уточняет Сологуб. — Отвечаем им: постановление не влияет на другие права, не касается управления обществом, выплаты дивидендов, доступа к информации и прочего. Возможна ликвидация. Возможен выход из состава участников общества с ограниченной ответственностью. Возможна продажа различного имущества. Возможна продажа иностранной холдинговой компании (судя по списку, они там среди участников есть).

Максим Сологуб отмечает, что сценариев будущего есть неопределенное множество.

— Как участнику и свидетелю многолетних усилий белорусского правительства по части улучшения инвестиционного климата, активного привлечения иностранных инвестиций, построения собственной репутации как надежного, конкурентоспособного партнера, наблюдать происходящее печально. Придется потратить много времени и сил, чтобы вернуться хотя бы на позиции десятилетней давности.

С другой стороны, риск – понятие относительное. При принятии решения, где создавать завод, инвестор смотрит не только на ситуацию в конкретной юрисдикции – он взвешивает специфические риски других стран, коммерческие факторы (стоимость рабочей силы, наличие льгот, длина плеча поставки), последствия еще не закончившейся пандемии, зреющие международные конфликты, и так далее.

Ряд успешных инвесторов пришли в Беларусь с полным пониманием особенностей ведения бизнеса в Беларуси, да еще после иногда довольно противоречивого опыта в других странах. Они, как говорится, «не подписывались» на то, что происходит в белорусском инвестиционном поле сейчас, но еще и не дрогнули настолько, чтобы уходить.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!