Ученые спорили: произошло ли уже изменение приоритетов внешней политики Беларуси или для такого вывода пока мало оснований, на чем строятся сейчас отношения Беларуси и России, какова роль интеграционных образований на постсоветском пространстве, а также насколько глубоко будут меняться отношения Беларуси и Евросоюза. Впрочем, не чужие факультету люди основали ОО "Центр изучения внешней политики и безопасности" - преподаватели БГУ, поэтому споры получились во многом "домашними".
Вместе с тем нельзя сказать, что участники "круглого стола" не могли излагать свои взгляды, когда они расходились, например, с позицией официального Минска. Декан факультета Виктор Шадурский выглядел не начальником, а просто заинтересованным участником дискуссии. Лишь при выступлении профессора Владимира Снапковского декан позволил себе ремарку, что озвучивается позиция не факультета, а конкретного ученого.
В. Снапковский очертил характерные черты белорусско-российских отношений, признал, что Беларусь осталась трудным, но единственным верным союзником России на западном направлении. Но тут же профессор вбил гвоздь в гроб Союзного государства: "До сих пор Беларусь и Россия не нашли оптимальной формулы взаимоотношений. Пытались осуществлять активную интеграцию, вот есть эта формула Союзного государства, но историки, серьезные аналитики считают, что эта идея осталась для пропагандистского обеспечения...".
Профессор Снапковский дал совет государственным деятелям двух стран искать нормальную формулу, близкую к взаимоотношениям дружественных стран, и предположил, что к этому дело уже само идет.
Неоднократно в ходе дискуссии отмечалось, что в белорусско-российских отношениях присутствует контекст Запада, в отношениях Беларуси с ЕС и США за спиной всегда есть Россия. Профессор Снапковский считает, что "Россию целиком не может устраивать улучшение отношений Беларуси с Западом. Таким образом, Россия теряет элементы влияния на Беларусь. С другой стороны, для Беларуси это расширение маневра".
Был поднят вопрос о плюсах-минусах признания Беларусью независимости самопровозглашенных республик Южная Осетия и Абхазия. До сих пор, напомним, официальный Минск признает их территорией Грузии, хотя ближайший белорусский союзник - Россия - по всем каналам дает понять, что его нужно поддержать в этом вопросе.
Профессор Снапковский, с одной стороны, отметил, что признание этих республик может серьезно повредить процессу нормализации отношений с Западом, но также даст отрицательные последствия в отношениях с Россией: "Признавая Южную Осетию и Абхазию, мы подкладываем Беларуси очень серьезную мину под ее статус как государства, потому что эти две территории потом захотят присоединиться к Союзному государству и мы будем фактически вынуждены признать их равноправный статус с Беларусью".
Дискуссия проходила после визита в Минск генсека Совета ЕС Хавьера Соланы (см. "БР" № 8/2009), поэтому ученые с готовностью обсуждали потепление отношений с Западом и строили догадки, насколько оно будет продолжительным. Для профессора Снапковского происходящее было примером нормальной дипломатии, которую страна использует для обеспечения своих интересов.
А вот его коллега по кафедре профессор Юллиана Малевич вообще пришла к выводу, что происходит переориентация внешнеполитических приоритетов Беларуси. В подтверждение своих слов профессор Малевич назвала отход от интенсивного участия в Движении неприсоединения, некоторое охлаждение отношений с КНР, а также "даже не трансформацию, а диверсификацию отношений с Россией - как политических, так и экономических".
Четвертым фактором профессор назвала усиление отношений Беларуси с соседними государствами. Как считает Ю. Малевич, сейчас Беларусь ставит одним из внешних ориентиров европейское партнерство. Ученый это объясняет переориентацией ресурсных потоков. При этом, говорит профессор, отношения с Россией остаются важнейшими, "но очень реальным становится процесс, что они сегодня не ставятся руководством нашего государства во главу угла". "То есть происходит переориентация внешнеполитического курса, появляются некие новые внешнеполитические аспекты в нашей стране", - подчеркнула она.
Один из таких аспектов, правда, скорее из области потенциального, чем произошедшего в реальности, отметил в своем выступлении доцент Владислав Фрольцов. Накануне дискуссии состоялся визит в ФРГ главы МИДа Беларуси Сергея Мартынова (см. "БР" № 7/2009). Как отмечает В. Фрольцов, внимание российской прессы к этому визиту и по количеству публикаций, и по статусности СМИ превзошло интерес немецкой. Наибольшее количество комментариев вызвал ответ главы белорусского внешнеполитического ведомства на вопрос немецкой Frankfurter Allgemeine Zeitung, опубликованный на сайте МИДа РБ. Немецкий журналист спрашивает: "Может ли Беларусь когда-нибудь стать членом ЕС или даже НАТО?".
Белорусский министр отвечает уклончиво: "Этого, конечно же, нет в наших сценариях на обозримую перспективу. Но времена могут измениться".
В. Фрольцов расценивает эти слова как "мини-революцию".