Минувший месяц стал как никогда богатым на хорошие новости. Но даже этот всплеск позитива не способен развеять санкционную мглу.
1. Не три, а 640
Одним из итогов встречи Путина и Лукашенко стала новость о 640 млн кредита, который РФ выделит до конца следующего года. Это в 5 раз меньше, чем сумма, которую называли перед переговорами: «…в правительстве Беларуси надеются взять кредит до 3 млрд долларов у Евразийского фонда стабилизации и развития». Отметим, что та же сумма называлась ранее, но как «экономия» кредитных средств при строительстве БелАЭС. Для того чтобы получить 3 млрд долларов от ЕФСР, необходимо пересмотреть лимит на предоставление кредитных ресурсов Беларуси — он составляет лишь 1,98 млрд долларов, и давно полностью исчерпан.
2. Банковская лихорадка
В середине августа Абсолютбанк прекратил валютные переводы и обслуживание карточек VISA. Затем международное рейтинговое агентство Fitch Ratings Fitch отозвало рейтинги Беларусбанка и Белинвестбанка. Потом европейские партнеры потребовали от нового собственника МТБанка, приобретшего его у попавшего под санкции Алексея Олексина, доказать, что сделка не фиктивная. А в сентябре основной банк-корреспондент белорусских государственных банков — Deutsche Bank (крупнейший финансовый конгломерат Германии) — закрыл корреспондентские счета в евро в Беларусбанке, Белагропромбанке и Белинвестбанке. По сообщениям источников, аналогичным образом поступили другие зарубежные банки.
3. Рекордное сальдо
Внешнеторговый оборот товаров и услуг за январь — июль 2021 года достиг 50,27 млрд долларов, увеличившись по сравнению с 2020-м на 30 %. Экспорт вырос на 32,2 %, импорт — на 27,8 %. Радует то, что сальдо внешней торговли Беларуси товарами и услугами за семь месяцев составило 2,01 млрд долларов. Чтобы верно оценить этот впечатляющий результат, стоит отметить, что за аналогичный период прошлого года сальдо было более чем в 2 раза меньше. Основной вклад внесла внешняя торговля товарами: их экспорт вырос на 36,5 % и достиг 20,449 млрд долларов. При этом сальдо внешней торговли товарами осталось отрицательным: импорт увеличился на 28,9 %, до 20,967 млрд долларов. В плюс, по традиции, удалось выйти благодаря внешней торговле услугами. Тут сальдо выросло на 15,8 % и составило 2,528 млрд долларов.
4. Миллиард — от МВФ
Еще одна хорошая новость. В рамках борьбы с последствиями COVID-19 и распределения среди стран — участниц МВФ 456 млрд специальных прав заимствования (SDR), что эквивалентно 650 млрд долларов, фонд выделил Беларуси сумму, эквивалентную 923 млн долларов. Стоит отметить, что эти деньги не кредит, а безвозмездная поддержка, которую МВФ оказывает своим членам в период финансовых и экономических кризисов.
Но уже спустя пару недель МВФ инициировал проведение «виртуальной миссии» для анализа экономической ситуации в Беларуси.
5. Своей нефти хватит?
И это еще не все хорошие вести: «дочка» «Белоруснефти» — НК «Янгпур» — купила НК «Пурнефть». Отметим, что «Янгпур» полностью принадлежит белорусской компании. «Пурнефть» занимается поиском, разведкой, добычей нефти и попутного нефтяного газа в Ямало-Ненецком автономном округе — на Усть-Пурпейском лицензионном участке, который примыкает к Известинскому участку, принадлежащему «Янгпуру». Фонд «Пурнефти» включает 69 нефтяных скважин.
6. Инфляция не сбавляет ход
Цены продолжают расти, и, согласно данным Белстата, с начала года они увеличились на 6,1 %. Продовольственные товары с начала года подорожали на 5,6 %, на непродовольственные товары цены выросли на 7,4 % по сравнению с декабрем 2020-го, услуги — на 5,3 %.
7. Пятый пакет санкций — на подходе
Евросоюз готовит пятый пакет санкций против белорусских властей: приступившие к работе после летних каникул депутаты Европарламента совместно с правительствами стран — членов ЕС начали готовить пакет документов. Одной из причин в Брюсселе назвали использование Минском мигрантов в качестве инструмента против ЕС.
8. БелАЗ тормознули
А четвертый санкционный пакет уже реально влияет на белорусские предприятия. К примеру, литовская таможня задержала в Клайпедском морском порту восемнадцать контейнеров с запчастями для самосвалов БелАЗ, которые белорусская компания пыталась вывезти в Чили. Причиной в ведомстве назвали то, что компания включена в санкционный список Евросоюза. До этого американская корпорация Cummins, один из поставщиков двигателей на БелАЗ, прекратила сотрудничество с предприятием. Ранее о полном прекращении сотрудничества объявил второй поставщик моторов — Rolls Royce.