Банки Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) из-за риска вторичных санкций ограничили расчеты с Россией и стали закрывать компаниям и физлицам счета.
Об этом «Ведомостям» рассказали три бизнесмена, работающих в ОАЭ, и представитель объединения «Деловая Россия», тенденцию в целом также подтвердили налоговые и юридические консультанты. О проблеме знают в правительстве, хотя считают ее некритичной и решаемой, рассказал близкий к кабмину источник.
Что произошло
Сейчас банки ОАЭ деньги из России не принимают и в обратную сторону платежи не проводят, сообщил «Ведомостям» представитель «Деловой России». Более того, там продолжают закрывать счета компаниям, собственники которых являются гражданами России, в том числе и по непрозрачным причинам, добавил он.
Три бизнесмена с офисами в ОАЭ эту информацию подтвердили. Собеседники отмечают, что сложности начались задолго до выхода в декабре 2023 года указа президента США о вторичных санкциях, после которого такие страны, как Турция и Китай, резко поменяли политику в отношении клиентов из России.
Первый из собеседников, владелец инжиниринговой компании, отметил, что, хотя усиление контроля за бизнесом с российским следом происходило на протяжении всего 2023 года, волна «чисток» началась с сентября. «Тогда в крупных банках проходило показательное сокращение счетов с российскими паспортами», – рассказал он.
Предприниматель отметил, что в банках второго эшелона к компаниям и физлицам из России тогда отнеслись более лояльно, но сделали это небесплатно. Клиентам приходилось приобретать допуслуги либо увеличивать остаток на счете.
Собеседник рассказал, что в одном из банков его компании закрыли счет. «Пример из жизни. Покупаем товар в Китае. Код в санкциях (входит в список запрещенных к ввозу в Россию из ЕС или США товаров. – «Ведомости»), при этом сам товар китайский – там нет никаких европейских технологий, это простейшее изделие. Банк закрывает счет на основании того, что товар относится к санкционным. Предложили работать с Китаем напрямую, без участия ОАЭ», – сообщил он.
С сентября исчезла возможность платить из России – в том числе в дирхамах, подтвердил другой представитель бизнеса, менеджер экспедиторской компании. «Компанию открывали не просто так – банки предлагали выгодную конвертацию, а также не разглашали сведения о конечных бенефициарах при запросах иностранных организаций», – объяснил он. После этого в цепочку добавили третью промежуточную юрисдикцию – Гонконг, добавил собеседник.
С февраля этого года гонконгский банк тоже перестал принимать платежи, отметил он. Пока пришлось перейти на криптовалюту – инструмент настораживает многих клиентов, резюмировал бизнесмен.
Еще один бизнесмен, владелец энергетической компании, добавил, что в крупнейших банках стало практически невозможно открыть счет. Он отметил, что можно договориться в частном порядке с персональным менеджером, но после первой проверки «ты вылетишь как пробка».
В последнее время действительно прямые корпоративные расчеты между Россией и ОАЭ становятся все более затруднительными, отметил партнер Б1 Алексей Кузнецов. Проблемы бывают и на стороне банков-корреспондентов, и на стороне банков в ОАЭ. Ряд российских банков, которые имеют корсчета в дирхамах, открытые в ОАЭ, не могут более их использовать для платежей бизнеса, пояснил он.
Даже для компаний с российскими бенефициарами, которые не получают деньги из России и не переводят в Россию, усложняется ситуация с банковским обслуживанием, продолжил Кузнецов. Нередки случаи, когда переводы на счет в ОАЭ не зачисляются, а возвращаются отправителям. Некоторые банки почти по каждой транзакции запрашивают поясняющие документы, могут достаточно долго не проводить платеж, а также могут без объяснения причин отказаться провести платеж или даже в некоторых случаях закрыть счет, рассказал эксперт.
Многие банки все еще достаточно толерантны к бизнесу, который реально работает в ОАЭ, отметила партнер PGP TAX Consultancy Мария Никонова. И не очень толерантны к использованию юрисдикции как транзита для платежей в Россию или из нее, добавила она. Блокировок по уже открытым счетам практически не было, заверила партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept Ольга Плетнева. Открывать новые счета для компаний с российскими владельцами можно, хотя и довольно долго, поскольку Россия в ОАЭ находится в красном списке, подтвердила она. У банковской системы есть ограничение на количество клиентов с повышенным профилем риска и банки крайне щепетильно относятся к привлечению новых клиентов, пояснила Плетнева.
С чем связаны сложности
Более жесткая политика крупных банков связана с их структурой собственности: в их капитале довольно значима доля иностранных акционеров, считает владелец инжиниринговой компании. Три крупнейших банка ОАЭ – First Abu Dhabi Bank, Emirates NBD и Abu Dhabi Commercial Bank – прямо или косвенно принадлежат государству. Власти ОАЭ владеют ими через госфонды либо через частные инвесткомпании членов правящей династии или шейхов. Однако в каждом из них действительно довольно велика доля иностранных акционеров: 17,7% в First Abu Dhabi Bank, 14% в Emirates NBD, 18,16% в Abu Dhabi Commercial Bank. «Ведомости» направили им запросы.
Расчеты с Россией напрямую сейчас затруднены в том числе из-за того, что банк «Ак барс», который был основным каналом для платежей, попал в санкционные списки, объясняет Плетнева. Минфин США внес банк в SDN-лист 14 сентября прошлого года.
Ситуация с открытием счетов и расчетами с Россией неодинаковая и зависит от множества факторов, добавила Никонова. Например, общая торговая лицензия – general trading – в принципе означает высокие риски для банка, а в сочетании с российским паспортом сильно осложняет банковский комплаенс. Влияют на политику и особенности регистрации юрлица – на материке или в свободной зоне, продолжила Никонова. Материковому бизнесу легче, поскольку там в основном открываются компании, которые собираются вести реальный бизнес в ОАЭ.
Возможности остаются
Тем, у кого уже есть счет в одном из банков ОАЭ, другие банки в целом готовы предоставлять услуги, сообщила Плетнева. Чтобы открыть счет, как минимум надо вообще никакого отношения не иметь к санкциям, быть готовым к участию в инвестициях, размещению депозитов или остатков на счетах, пояснила она. Кроме этого некоторые банки ОАЭ требуют подписать обязательство не производить расчетов с Россией, например, в течение года, добавила она.
Относительно Турции или тем более Кипра ОАЭ остаются стабильной юрисдикцией с точки зрения банковского обслуживания, оговорился Кузнецов. Объем торговли между Россией и ОАЭ существенно вырос в 2023 году, поэтому все не так уж плохо, как может показаться из разбора отдельных эпизодов взаимоотношений с банками. Многое зависит от конкретного банка, реальной привязки к стране, отраслевой принадлежности бизнеса и т. п.
«Народ перетекает в банки, где владельцы только арабы», – согласился владелец энергетической компании. Но, по его словам, в них также появились новые требования, на которые раньше в целом закрывали глаза. Например, такие, как обязательный вид на жительство, проживание в ОАЭ не менее 90 дней, аккуратное с точки зрения участия России отношение к тратам, высокая сумма остатков.
В последнее время также стало популярно открытие счетов для компаний ОАЭ в ряде других юрисдикций, в том числе в регионе Персидского залива, рассказала Плетнева. Кузнецов также подтвердил рост интереса клиентов к обслуживанию в банках соседних стран.
Открытие счетов для юридических и физических лиц и прохождение банковского комплаенса – самая популярная тема в местных бизнес-сообществах, соглашается Никонова. Если бизнес не под санкциями, а в управление не вовлечены политически значимые лица (politically exposed persons – по сути, чиновники, топ-менеджеры крупных российских компаний или банков), то решение, как правило, все равно находится. Хотя иногда открытия расчетного счета можно ждать до полугода.
Больше шансов дает правильная презентация сделки и подкладывание документов «на нужные столы», добавил консультант по внешнеторговым расчетам Искандер Миргалимов. Дополнительные очки можно заработать, если общаться с банком на арабском и запрашивать продукты исламского финансирования, продолжил он. Политика в ОАЭ в целом носит волюнтаристский характер, пояснил он. Есть еще более простой путь, но он доступен далеко не всем: взять в акционеры кого-то из шейхов, который поможет закрывать админвопросы с банками, предложил эксперт.
Бизнесмены эту идею подтверждают. Владелец энергетической компании согласился, что многое зависит от коммуникации с местными элитами. «Сейчас, если ты хочешь, чтобы твоя история в ОАЭ нормально работала, надо персонально договариваться с властями. Съесть с шейхом коня», – пошутил собеседник.