Из-за санкций усложнилась и подорожала логистика, отмечены случаи задержки платежей за поставленную технику, а также появились сложности в поставке отдельных комплектующих. Но есть и положительные моменты.
О работе Минского автомобильного завода (МАЗ) и Минского тракторного завода (МТЗ) в условиях санкций в четверг, 16 июня, рассказал заместитель министра промышленности Беларуси Дмитрий Харитончик во время Петербургского международного экономического форума.
По словам Дмитрия Харитончика, флагманы промышленности – МАЗ и МТЗ – по сути, не остановились ни на минуту и продолжают работу.
«Конечно, есть сложности в поставке тех или иных комплектующих, но эти сложности не носят критического характера. МАЗ добавляет к уровню прошлого года в темпах и производства, и экспорта, причем добавляет достаточно существенно. По итогам 5-6 месяцев ожидаем порядка 140%», – рассказал Харитончик.
Ранее сообщалось, что Минский автомобильный завод заключил договор на поставку автотехники в Республику Казахстан. Также было принято решение о создании собственного сервисного центра в Нур-Султане.
Несколько дней назад вопрос поставок техники МАЗ в Республику Куба обсуждали руководство Минского автомобильного завода и Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Куба в РБ Сантьяго Перес Бенитес.
По словам Харитончика, на МТЗ нет такого значительного роста, как у Минского автозавода, но, тем не менее, предприятие показывает результат выше уровня аналогичного периода прошлого года.
«Те меры, которые нами принимались ранее по локализации, дали свой результат, и санкции не сказались так критично», – подчеркнул заместитель министра промышленности.
В конце мая нынешнего года о работе Минского тракторного завода в условиях санкций рассказал генеральный директор предприятия Виталий Вовк.
Он отметил, что по итогам первого квартала 2022 года темп роста производства составил 127,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а главная цель предприятия на краткосрочную перспективу — экспорт продукции на 1 миллиард долларов.
ОАО «МТЗ» в январе-мае 2022 года увеличил экспорт на 10% к уровню 2021 года. В текущем году за рубеж продано тракторов и машин почти на 300 миллионов долларов.
Гендиректор МТЗ заверил, что на предприятии готовы сделать все необходимое, чтобы минимизировать последствия санкций, но в то же время отметил, что проблемные моменты есть.
«Конечно, усложнилась и подорожала логистика, отмечаем случаи задержки платежей за поставленную технику, есть вопросы, связанные с модернизацией производства», – сказал Виталий Вовк.
В условиях санкций происходит перенаправление поставок техники на рынки стран, не имеющих проблем с логистикой и расчетами. В первую очередь это РФ, Казахстан, Узбекистан. Продолжается сотрудничество с Азербайджаном, подписан контракт с Гянджинским автомобильным заводом на поставку 950 тракторов BELARUS в несобранном виде на сумму 15,5 миллиона долларов.
«При этом продолжаем оптимизировать логистические схемы для наращивания поставок на традиционные рынки Африки, а также занимаемся поиском новых возможностей на Африканском континенте. Также рассматриваем варианты возобновления в 2022 году работы совместного сборочного производства техники BELARUS в Венесуэле для увеличения объемов экспорта продукции на рынки стран Латинской Америки», – поделился планами на будущее генеральный директор МТЗ.
Ряд экспертов считает, что уход с рынка зарубежных компаний, отказ от экономического сотрудничества с РБ, а также «технологические санкции» Запада нанесут серьезный удар по промышленному производству в Беларуси и затронут таких гигантов как МАЗ и МТЗ. Под «технологическими санкциями» имеются в виду ограничения на поставку технологий, установленные Соединенными Штатами для России, а в марте и для Беларуси. Кроме того, ограничения на поставки в Беларусь технологий включают в себя санкции Евросоюза, принятые 3 марта 2022 года.
Портал dev.by поговорил с экспертом в области технологий, который рассказал, что в Беларуси санкции сильный удар нанесут по таким предприятиям как МАЗ, МТЗ, БелАЗ, МЗКТ.
Любые автокомпоненты (включая подшипники, помпы, шпильки) — будет невозможно ввезти. Процесс импортозамещения возможен, но, во-первых, уйдет 3-5 лет на разработку (реверс-инжиниринг) с нуля и запуск производства таких компонент, а во-вторых, все это будет стоить дороже (на единицу продукции из-за эффекта масштаба), чем импорт.
В новых условиях альтернативным поставщиком комплектующих может стать Китай, который, вероятно, быстро сориентируется и начнет производить различные компоненты для РФ и РБ. Однако их качество будет заметно хуже, чем продукция западных компаний.