Недавно российский Минфин выступил с заявлением о том, что запрещать криптовалюты в России нельзя. При этом, судя по последним новостям, их хотят регулировать. В то же время из нашей страны в юрисдикцию Латвии уходит криптобиржа iExchange.
Как эти события отразятся на криптовладельцах в Беларуси? Газета «Белорусы и рынок» узнала мнения экспертов.
Ольга ПОЛЕЩУК, менеджер по развитию образовательных программ и бизнеса, амбассадор Metis.io:
— Криптовалютный рынок включает в себя множество направлений, а не только покупку и продажу токенов. И регуляторы любой страны должны это понимать и учитывать при принятии решений.
В 2021 году происходило не только впечатляющее развитие трейдинговых и инвестиционных платформ, сервисов криптокредитования, но и рост в таких секторах, как NFT, ДАО и метавселенные. По данным Galaxy Digital Research, в прошлом году объем венчурных инвестиций в блокчейн-стартапы составил более 33 млрд долларов. Общая сумма M&A-сделок, связанных с крипто- и блокчейн-индустрией, превысила 6 млрд долларов. Серьезный интерес у инвесторов вызывают такие проекты в сфере Web3, как цифровая идентификация, управление данными и децентрализованное хранение информации.
Регулирование, направленное на создание понятных и прозрачных правил для функционирования этого сегмента, является благом для всей блокчейн-экосистемы. Страны, которые выбрали этот путь, получают все преимущества от индустрии, генерирующей растущий поток доходов.
Те же страны, которые под видом регулирования маскируют ограничения или запреты для функционирования блокчейн-сферы, никак не защищают себя от «потери суверенитета национальной валюты» или «угрозы финансовой стабильности», что бы они ни имели в виду под этими двумя понятиями.
В краткосрочной перспективе такое регулирование повлечет за собой отток высококвалифицированных кадров: от разработчиков и финансистов до просто талантливых предпринимателей. В долгосрочной — страну ждет безнадежное отставание в технологическом плане. Блокчейн-сфера развивается стремительно, догнать потом будет очень трудно. Люди и бизнес, связанные с крипто- и блокчейн-индустрией, будут искать юрисдикции с более благоприятным инвестиционным климатом.
Что касается ухода из Беларуси криптобиржи iExchange, то простые пользователи ничего не теряют. Мир открыт. Физические границы, которыми очерчены страны, оказывают все меньшее влияние на происходящее в цифровом мире. А с первыми шагами в сфере Web3 мы приближаемся к той степени открытости и децентрализации, которая делает доступными цифровые продукты для каждого человека.
У белорусов есть возможности покупать и продавать криптовалюту как на централизованных криптовалютных биржах, где требуется пройти KYC (проверка персональных данных клиента), так и на децентрализованных биржах, где требуется лишь подключить свой криптовалютный кошелек, например на МетаМаск. И эти биржи не обязательно должны находиться в белорусской юрисдикции.
Другое дело — бизнес. В сфере криптовалютной торговли очень большая конкуренция, и не только среди централизованных торговых площадок. Активно развиваются децентрализованные биржи и кроссчейн-протоколы, предполагающие плавное переключение между приложениями и различными блокчейнами. Поэтому криптобиржи должны постоянно привлекать новых пользователей и удерживать старых. Это возможно лишь при непрерывном развитии торговой платформы — например, добавление актуальных торговых пар, новых инструментов, возможности вывода средств в различные сети вроде Polygon, Binance Smart Chain, Solana или активно развивающиеся сейчас L2-решения, такие как Arbitrum и Metis. Нахождение юрлица в какой-то конкретной стране не так важно, как необходимость обеспечивать бесперебойную деятельность сервиса и его постоянное совершенствование. Поэтому если смена юридического адреса вызвана необходимостью дальнейшего развития, то это нормально.
Впрочем, последствия для страны нельзя оценить по одному примеру. Следует анализировать дальнейшее развитие криптовалютного законодательства и ряд внешних факторов, способных оказать серьезное влияние на связанный с крипто- и блокчейн-индустрией бизнес, функционирующий в белорусской юрисдикции.
Антон АНДРЕНКО, директор ЗАО «АВАНГАРД ЛИЗИНГ»:
— Скорее всего, отголосок российских регуляций отразится на белорусах, которые работают с криптовалютами в открытую. Думаю, Беларусь будет вводить ограничения, схожие с российскими. Если ограничения будут неудобными — криптоинвесторы уйдут в юрисдикцию, более приемлемую для них, а для российских и белорусских регуляторов — уйдут в тень.
Уход любого бизнеса из Беларуси — событие неприятное. Очевидно, ситуация вокруг Беларуси не позволяет iExchange развивать бизнес таким образом, как ожидали учредители, создавая платформу. Беларусь теряет современный, развивающийся, перспективный финтех-бизнес, а криптоинвесторы будут вынуждены искать новую площадку для работы. Скорее всего, тоже не в Беларуси.
Валерий УСЕНКО, менеджер по работе с частным капиталом криптобиржи Сurrency.com:
— В целом регулирование отразится на криптовладельцах хорошо. В России не планируют запретить криптовалюты, а регулирование — это дополнительная безопасность для криптовладельцев. Вероятнее всего, регулирование будет включать в себя процедуры KYC и AML (противодействие отмыванию денег), нужно будет указывать источники происхождения средств.
Участники крипторынка, трейдеры и фаундеры проектов, станут более уверенными в том, что всегда смогут обменять криптовалюту. Для лиц с сомнительными источниками дохода и кошельков, связанных с незаконной деятельностью, регулирование станет проблемой, им придется искать обходные пути. События в России не имеют сильного влияния на белорусских криптовладельцев, поскольку последние работают через белорусские криптобиржи.