Какую долю доходов приносят болельщики в казну белорусских спортивных клубов? Сколько стоят билеты, сколько людей ходит на трибуны?
Газета «Белорусы и рынок» решила разобраться, насколько в Беларуси спорт финансируют те, ради кого клубы и играют, и что значат зрители в финансовой жизни клубов?
«Крумкачы» устроили революцию
В этом году самый народный футбольный клуб — минские «Крумкачы» — должен был играть в высшей лиге. Но федерация футбола во главе с экс-военкомом Брестской области Владимиром Базановым сделала все, чтобы команда осталась в первой лиге.
Еще до начала турнира «Крумкачы» запустили проект, ничего подобного которому в наших палестинах не было. Платформа Sportexclub предоставляет возможность любому человеку, как в Беларуси, так и за ее пределами, стать членом клуба. Членская карта позволяет не только посещать домашние матчи «Крумкачоў», но и реально стать частью клуба!
У карты есть разные уровни, наивысший называется «Совладелец». Заплатив 1300 рублей, вы получаете возможность тренироваться с командой, выехать с ней на гостевой матч, участвовать в совещании совладельцев. Но даже первый уровень участия в жизни белорусского частного клуба («Игрок») предоставляет право выбирать главного тренера и тренерский штаб или, например, дизайн формы, а не просто покупать билеты на матчи или атрибутику со скидкой (как у других спортивных клубов).
Карта второго уровня («Тренер») позволяет влиять на выбор состава и выбор тактической схемы (правда, не очень понятно, как это будет работать), третьего («Директор») — определять суммы контрактов и премии для игроков, голосовать за покупку или продажу того или иного футболиста.
В общем, платформа Sportexclub — это футбольный менеджер, но не виртуальный, а реальный, выводящий взаимоотношения с болельщиками на принципиально новый уровень. И презентуя программу, бывший нападающий сборной Беларуси и «Милана» Виталий Кутузов подчеркнул, что «Крумкачы» — идеальная площадка для реализации такого революционного проекта: «Этот клуб обладает определенной харизмой, в нем есть белорусская нотка, и он заслуживает взять на себя такую ответственность — быть первым в чем-то новом».
Столь необычное, не только для нашей страны, начинание подтолкнуло газету «Белорусы и рынок» к тому, чтобы выяснить, как белорусские спортивные клубы взаимодействуют со своими болельщиками в финансовом плане. Начали мы с футбола, в котором существует три лиги. В высшей играют 16 клубов, в первой (второй по рангу дивизион) — куцые 12, в третьем, в это межсезонье разбухшем до неприличия, — около 80 (точные количество еще не определено).
Фанаты проголосовали ногами
Футбольные власти не раз ставили перед клубами задачи достигать 30—50 % окупаемости. Со временем эти требования забылись и на первый план вышла традиционная для наших реалий «социальная значимость». Видать, именно из-за нее в период предвыборной кампании и после запрещали зрителям посещать матчи и приносить деньги в казну футбольных клубов. Но и до этого некоторые ФК из высшего дивизиона иногда проводили матчи со свободным входом, вовсе не заботясь о том, что зрители должны приносить доход клубу.
Ходило их на трибуны в среднем по 2—2,5 тысячи. В доковидном 2019 году рекордная (можно даже сказать, невиданная) средняя посещаемость была у брестского «Динамо», ставшего в тот год чемпионом, — 8839 человек! Даже сборная страны не собирала в последние годы столько, а большинство стадионов клубов высшей лиги вовсе не способны уместить плановую аудиторию. Для многих и тысяча человек на трибунах — роскошь. В хвосте таблицы посещаемости были четыре минских клуба — «Ислочь» (в среднем 1031 зритель), «Минск» (814), «Торпедо» (779) и «Энергетик-БГУ» (687).
Тогда это казалось ужасным результатом, но в этом году ситуация изменилась кардинально. Из-за бойкота футбольных фанатов, которые таким образом выразили политический протест, а другие болельщики поддержали его, посещаемость матчей высшей лиги упала втрое! Поединки первого тура чемпионата Беларуси в среднем посетили всего лишь 544 человека, второго — 993, третьего — 1089 зрителей.
Но даже столь скромная аудитория не дает ни рубля, например, в казну ФК «Слуцк», который пускает зрителей на трибуны бесплатно. Той же странной политики придерживаются в речицком клубе, спустя 20 лет вернувшемся в высшую лигу. Вполне возможно, что такая практика станет привычной для жителей Сморгони, команду которой федерация буквально впихнула в высшую лигу, лишь бы не принимать туда «Крумкачоў».
У других клубов билеты стоят от 1,5 до 8 рублей (у многих есть 50-процентные льготы для разных категорий). А так как в этом году не только фанаты проголосовали ногами, на большинстве стадионов на трибунах присутствует всего несколько сотен зрителей, то доход футбольных клубов от проведения матчей первенства Беларуси можно сравнить со средней начисленной зарплатой по стране. То есть два-три матча в месяц в сумме дают возможность заплатить одну скромную зарплату среднему футболисту.
И это в высшем дивизионе. В первой лиге в большинстве городов попасть на трибуны в прошлом году можно было «на халяву». И посещаемость в Д2 наверняка тоже будет как минимум уполовинена по сравнению с 2019-м и составит пару сотен человек. Хотя этот дивизион тоже считается профессиональным: игроки «стоят на ставках» и получают зарплату за то, что играют в футбол. Вторая лига во все времена была любительской (если не по статусу, то по определению), и деньги за посещение матчей там давно перестали брать практически везде. А в этом году даже если бы и захотели, то не смогли бы: наверняка на многих аренах, на которых будут играться поединки третьего дивизиона, даже места для кассира не предусмотрено.
Впрочем, после четырех туров АБФФ приняла анекдотичное решение: пускать на трибуны только 50 % зрителей от максимально возможной заполняемости. Видимо экс-коллеги Базанова в погонах перестали отпускать солдат на матчи. Ведь именно военнослужащие составляли львиную долю аудитории на многих играх.
Еврокубки и международные лиги не спасают
Вершиной успеха в национальных первенствах становятся не только призовые места и медали, но еще и путевки в еврокубковые турниры. Эти поединки вызывают (или должны вызывать) повышенный интерес зрителей и приносят доход не только от проданных билетов и атрибутики, но и от продажи телетрансляций (в идеале). Но так как большинство наших команд во всех видах спорта заканчивают борьбу на ранних стадиях, то все эти возможности заработать на зрителях, в том числе и зарубежных, не используются.
Из всех наших спортивных команд лишь брестский «БГК имени Мешкова» может похвастать удачным выступлением в еврокубковых турнирах в последние годы. Команда регулярно становится чемпионом Беларуси, выиграла семь последних турниров и участвует в гандбольной Лиге чемпионов. В этом году совершила исторический прорыв, добыв путевку в четвертьфинал, где в конце мая сыграет с «Барселоной».
Игры проходят в клубном спорткомплексе «Виктория», цена билетов на матчи еврокубков начинается с 9 рублей (фан-сектор) и доходит до 15. На встречи приходит более двух тысяч зрителей, а на игре с каталонцами, вполне возможно, все 3740 мест будут заняты. Если не введут ковид-протокол с 50 % посещаемости.
Зрелищем принципиально иного уровня являются и матчи международных лиг, в которых играют несколько наших команд. В гандболе это SEHA-лига, где брестчане регулярно доходят до финальных стадий (цена билетов 5—10 рублей); в хоккее — КХЛ, где минское «Динамо» также бойкотируют фанаты и болельщики, а трибуны заполняют солдатами-срочниками да бээрэсэмовцами, которые приходят бесплатно; в баскетболе — лига ВТБ (билет стоит 5—6 рублей), где «Цмокi» идут на последнем месте из 13 команд.
Заметно меньше народу стало ходить на баскетбол — как и в других видах спорта, здесь большую роль сыграла пандемия. Последние игры «драконы» провели не на «Минск-Арене», а в Falcon Club. Если исходить из посещаемости, это логично: с УНИКСом было 548 зрителей, с «Зенитом» — 608, с «Астаной» — 521. Хоккей также потерял существенную часть аудитории (в чемпионате КХЛ рекорд — 5425 с «Трактором», в плей-офф с СКА официально — 11 913 зрителя), но тем не менее аренду 15-тысячного стадиона это наверняка позволяет покрыть: билеты на плей-офф стоили от 10 рублей.
Что касается матчей хоккейного национального чемпионата, в котором в первом дивизионе играли восемь команд, во втором — семь, в третьем — четырнадцать, то зрителей на игры даже высшего дивизиона ходит не много, а билеты стоят от 2 рублей. В сезоне 2019/20 было в среднем 835 человек, в следующем посещаемость упала до 625.
На матчах гандбольных, баскетбольных, волейбольных чемпионатов среди мужчин и женщин можно увидеть всего пару десятков зрителей, да и те в абсолютном большинстве ходят на трибуны бесплатно. Лишь на матчах нескольких клубов количество тех, кто заплатил за билет, измеряется сотнями.
Итог нашего исследования позволяет сделать вывод, что слова главного тренера «Крумкачоў»Олега Дулуба, произнесенные им на презентации платформы Sportexclub, к большинству белорусских команд из различных видов спорта не относятся. «Идея платформы в том, чтобы болельщик был как можно ближе к клубу. Без болельщиков все наши усилия бесполезны», — подчеркнул специалист.