Противостояние России и Украины развивается по нарастающей. Хотя еще совсем недавно мало кто из аналитиков верил, что Россия пойдет на открытый военный конфликт.
Сейчас эксперты отмечают, что украинцы — и армия, и гражданское население — оказывают активное сопротивление, которого в России не ожидали.
Теме военного российско-украинского конфликта и роли Беларуси в его разрешении был посвящен новый выпуск программы «Умные люди», которая выходит на YouTube-канале «Белорусы и рынок». Гостями передачи стали независимый военный обозреватель Александр АЛЕСИН, политолог Ольга ХАРЛАМОВА, а также политический аналитик, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений СИВИЦКИЙ.
Можно ли было предугадать «спецоперацию»?
Оказалось, участники программы давали разные прогнозы относительно того, разгорится ли военный конфликт между Россией и Украиной. Независимый военный обозреватель Александр Алесин рассказал, что он рассматривал два варианта развития событий.
Первый — экономическое и дипломатическое давление на Киев. Второй, более жесткий, схожий с югославским: удары высокоточным оружием по объектам военной и гражданской инфраструктуры, «чтобы парализовать жизнь и затем принудить руководство Украины к капитуляции».
— В наземную операцию я мало верил, считая, что это чревато большими потерями, а в руководстве России достаточно опытных военных, которые не допустят такого варианта. К сожалению, я ошибся, — констатировал эксперт.
То, что Москва пошла на открытый вооруженный конфликт, для Ольги Харламовой стало неожиданностью. Политолог до последнего была уверена, что Россия ограничится информационным, экономическим и политическим давлением. В крайнем случае, военные действия не выйдут за территорию, контролируемую так называемыми ЛНР и ДНР.
Политический аналитик Арсений Сивицкий допускал три сценария. Самый жесткий, в случае эскалации конфликта, предусматривал специальную наступательную операцию, цель которой — взятие в котел украинской группировки войск в Донбассе и принуждение украинских властей к новым переговорам и капитуляции.
— Мой прогноз заключался в том, что российская армия попробует создать большой котел в Донбассе, чтобы окружить группировку объединенных сил Украины, нанося при этом ракетные высокоточные удары по различным стратегическим объектам, — детализировал свои прогнозы аналитик.
Беларусь в геополитической ловушке?
По оценкам гостей программы, белорусская сторона сейчас в очень неудобной позиции. Политический аналитик Арсений Сивицкий определил ее как геополитическую ловушку.
— Западные страны в большинстве своем считают Беларусь стороной, примкнувшей к агрессии, то есть агрессором. Но есть и другая интерпретация: Беларусь уже является оккупированной страной, то есть жертвой. И белорусская сторона делает все возможное, чтобы подчеркнуть, что она сохраняет суверенитет, независимость, субъектность и не вмешивается в военные действия.
Эксперты программы сошлись на том, что белорусские власти будут по возможности вести себя сдержанно, чтобы закрепить за Минском статус переговорной площадки. Более того, по мнению Александра Алесина, и сама Россия будет удерживать Беларусь от резких шагов. Москве невыгодно, чтобы официальный Минск сейчас признал ДНР и ЛНР, потому что это может спровоцировать Киев на разрыв дипломатических отношений.
По версии политолога Ольги Харламовой, Киев не заинтересован в реализации такого сценария и по экономическим соображениям:
— У украинцев взыграет здоровый прагматизм, и они примут решение не рисковать, пусть только экономическим, но выгодным партнером в лице Беларуси.
Коса на камень
Свои действия в Украине Россия называет военной спецоперацией. Однако, по мнению Александра Алесина, это понятие требует уточнения. В качестве классического примера военный обозреватель приводит регулярные спецоперации Израиля.
— Когда необходимо было уничтожить ядерный реактор в Ираке, истребители-бомбардировщики совершили рейд и разбомбили его. Вот это была спецоперация. Она носит точечный характер. Она не предусматривает взаимодействие со всем военным потенциалом страны противника, разрушения ее инфраструктуры и нанесения больших жертв населению. То, что мы видим сейчас, переходит эту грань.
Участники передачи предположили, что Россия собиралась добиться быстрой победы в результате успешного блицкрига, но этот план потерпел неудачу. По мнению спикеров, гражданское население не удалось подавить психологически, а украинские военные оказывают серьезное сопротивление.
Александр Алексин считает, что «Украина может навязать РФ тяжелые оборонительные бои с большими потерями».
Арсений Сивицкий и Ольга Харламова акцентировали внимание на том, что Россия недооценила фактор самой Украины.
— Украинское общество вошло в такую зрелую фазу самосознания, когда оно способно к самоорганизации, — отметил Арсений Сивицкий. — Мы видим это на примере того, как быстро стала организовываться территориальная самооборона в Украине. Впрочем, эта страна исторически известна своим децентрализмом, и России будет непросто принудить Украину к уступкам.