Первые совместные предприятия в Беларуси. Что с ними стало?

2022-12-28 19:24:39
"Вадим СЕХОВИЧ, "Белорусы и рынок""
Белвест

Не замеченным большинством осталось событие, которое произошло 35 лет назад и кардинально изменило экономические реалии на постсоветском пространстве, — появление первых западных инвесторов в СССР в рамках официально разрешенных советскими властями совместных предприятий. Незамеченным, возможно, потому, что сегодня фон другой: подавляющее большинство иностранных инвесторов, которые пришли сюда в 1987­м и в последующие годы, сейчас покидают этот рынок.

Как совместные предприятия проторили путь западным инвестициям в белорусскую экономику и что стало с первой десяткой самых значимых совместных предприятий независимой Беларуси, в материале «Белорусы и рынок» из нашего спецпроекта «На смене эпох».

Время действовать им

Начало западной инвестиционной экспансии в экономику республик СССР и будущих независимых государств постсоветского пространства было положено в 1987 году.

В январе того года власти Советского Союза разрешили создание совместных предприятий «с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран». На казенном языке целями СП определялось «более полное удовлетворение потребностей страны в определенных видах промышленной продукции, сырьевых и продовольственных товарах, привлечение в народное хозяйство СССР передовой зарубежной техники и технологий, управленческого опыта, дополнительных материальных и финансовых ресурсов, развитие экспортной базы страны и сокращение нерационального импорта».

В новой хозяйствующей единице советские власти попытались соединить старое и новое — максимально сохранить социалистические приоритеты и настолько же заинтересовать зарубежных партнеров.

С одной стороны, за советским участником закреплялась обязательная 51-процентная доля в уставном фонде. Председателем правления и генеральным директором СП могли быть только граждане СССР. В последующие два года эти ограничения были отменены, но практически до самого распада Советского Союза согласовать и получить разрешение на открытие совместного бизнеса учредители могли только на уровне союзных Совмина и Минфина. В том числе и по этой причине развился перекос по числу СП в пользу «дорогой моей столицы» и, соответственно, в ущерб союзным республикам.

Предусматривалось создание резервного фонда СП, в который делались отчисления от прибыли — до тех пор, пока его размер не достигнет 25 % уставного фонда. Иностранному участнику гарантировался вывод валюты от доли в прибыли, но если между СССР и соответствующей страной не было соглашения о ликвидации двойного налогообложения, то от него требовали заплатить 20-процентный налог.

Иностранный партнер мог передать или продать свою долю другой стороне (с разрешения вышестоящей инстанции), но советский участник наделялся правом преимущественного ее выкупа.

Обязательным было создание профсоюза, функционирующего в советском правом поле.

С другой стороны, в постановлении было много привлекательных для партнеров и смелых для советских властей моментов.

Со времени получения первой прибыли СП на два года освобождались от уплаты налога на нее. В дальнейшем они были обязаны перечислять 30 % с прибыли, остававшейся после отчислений в резервный фонд и фонды, предназначенные для развития производства, науки и техники. Если вся прибыль шла на развитие, то налог не платился. Минфин СССР был наделен полномочиями вообще освобождать от налога на прибыль СП, занятые в выпуске импортозамещающей продукции.

СП самостоятельно разрабатывали и утверждали программы своей деятельности, но государство не гарантировало им сбыт продукции. Новые субъекты хозяйствования получали доступ к кредитным ресурсам госбанков, правда, на коммерческих условиях.

Участники СП не платили таможенные пошлины при ввозе оборудования, материалов и имущества, шедших в уставный фонд. Власти не преминули провозгласить, что имущество СП «не подлежит реквизиции или конфискации в административном порядке». Споры новых субъектов хозяйствования, в том числе и с государством, могли по договоренности рассматриваться в третейских судах. Но самым революционным был пункт, ставший первым шагом к произошедшей спустя три года ликвидации государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность: СП предоставили право самостоятельного ведения экспортных и импортных операций.

Кто первый в Беларуси

Первое СП появилось в Советском Союзе в 1987 году, а к середине 1989 года, несмотря на массу проблем (неразвитость инфраструктуры в регионах, низкое качество сырья и др.), их число выросло до 364. В основном они концентрировались в двух главных городах России — Москве и Ленинграде. Беларусь по привлекательности относилась к аутсайдерам. На то время на ее территории были зарегистрированы только четыре СП. Для сравнения: в Эстонии их было 27, в Украине — 24, в Литве — 7, в Латвии — 6.

Два из четырех первых белорусских СП были связаны с легкой промышленностью, и именно их в равной степени можно назвать первенцами новой системы на территории Беларуси. Одно из них — советско-венгерское совместное предприятие «Борифорг», другое — известное СП «Белвест», к созданию которого приложили руку бизнесмены из ФРГ.

Соглашения о создании обоих СП подписывались в конце 1987 года. Первым официальную регистрацию в Минфине СССР в 1988-м прошел проект венгерской фирмы «Темафорг» и Белкоопсоюза. СП «Борифорг» получило официальное регистрационное удостоверение № 33. Специализацией предприятия, расположенного в Борисове, стал выпуск синтетической пряжи для ручного вязания, которым тогда увлекались советские домохозяйки. «Борифорг», управляемый тремя гражданами СССР и двумя Венгрии, освоил производство пряжи силами 120 рабочих к середине 1989 года.

К этому времени заработал первый в БССР проект витебской фабрики «Красный Октябрь» и западногерманской компании Salamander. Пробная партия обуви из цехов «Белвеста» вышла в конце 1988 года, а серийный выпуск продукции СП, ставшее до конца советского времени самой значимой инвестицией иностранного бизнеса в рес­публику, запустило в начале 1989-го.

«Борифорг» просуществовал как юрлицо до 2003 года, «Белвест» продолжает функционировать и сегодня, правда, уже без немцев.

Главные независимые

В начале 1991 года респуб­ликанские власти на волне общих центробежных тенденций добились права регистрировать СП на месте — в Госкомвнешэкономсвязей Беларуси. В ноябре этого же года был принят закон без пяти минут независимой страны «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь». В отличие от советского нормативного акта 1987 года, по нему упрощалась процедура создания предприятий с иностранными инвестициями, уменьшался пакет учредительных документов, более четко излагались права и льготы инвесторов. Последним впервые предоставлялась возможность создавать предприятия с полностью иностранным капиталом в уставном фонде.

Результаты не замедлили сказаться. Если до 1990 года в республике было зарегистрировано около 30 СП, то к концу 1991-го число совместных и иностранных производств приросло 221 новым предприятием.

В 1992 году, в который Беларусь впервые за многие века вступила суверенным государством, список зарегистрированных бизнесов с иностранным капиталом разросся на 460 субъектов хозяйствования — до 715 предприятий. Из стран, представленных в этих семи сотнях, лидерами были Польша (312), США (116), Германия (111) и Италия (30). В 1992 году появились новые страны, инвесторы из которых вложили деньги в Беларусь, — Сингапур, Иордания, Турция, ОАЭ, Афганистан, ЮАР. В отраслевом разрезе наибольший объем (около 50 %) приходился на услуги (строительно-монтажные работы и транспорт), продукцию технического назначения (компьютеры и т. п.), продукты питания, товары народного потребления (обувь, одежда, велосипеды, косметика).

Правда, к концу 1992 года из более чем 700 СП действующими было чуть более 200, а их удельный вес в общем производстве товаров в стране едва превышал 2 %. Но среди этих 200 функционирующих бизнесов был десяток, которые уже на то время начали определять новую структуру национальной экономики.

По итогам 1992 года на топ-10 пришлось 75,7 % от всего объема выпущенной продукции и оказанных услуг предприятиями с иностранным капиталом. Трое из этих лидеров существуют и сегодня и по-прежнему занимают высокие позиции в своих нишах.

«Белорусы и рынок» проследили, что стало с десятью крупнейшими компаниями с иностранным капиталом из 1992 года.

«Сопотекс» (Португалия)

Первоначально это предприятие называлось «Совитекс». Приглашаемые в него итальянцы должны были помочь советским властям запустить в Беларуси производство современных плащевых тканей. Выпуск самой «плащевки» был освоен в рамках госпрограммы в Могилевском производственном объединении шелковых тканей (сегодняшний «Моготекс»), но для всего производственного цикла требовалась смесовая пряжа. Ее и стали выпускать с конца 1991 года на «Сопотексе» — так назвали предприятие, когда место отказавшихся итальянцев заняла португальская компания «ИТ Комерсио Интернационал». Контрольный пакет в СП (61 %) получил «Моготекс», португальцам достался 31 %.

Уже в первый год своего существования (1992) «Сопотекс», обойдя лидера «Белвест», стал крупнейшим по объемам выпуска совместным предприятием независимой Беларуси.

В лидирующей группе предприятие продержится несколько лет, но потом ее опередят новые проекты. Португальцы выйдут из совместного бизнеса в 2000-м, их сменят акционеры из России.

В 2021 году «Сопотекс» был готов уйти под крышу «Моготекса», но проект не был реализован. В начале текущего года акционеры «Сопотекса» приняли решение о ликвидации предприятия.

«Белвест» (Германия)

Как уже говорилось выше, совместное советско-западногерманское предприятие «Белвест» было зарегистрировано в 1988 году, а начало производственную деятельность, первым среди подобных структур, в начале 1989-го. В 1991 году СП вышло на запланированную производственную мощность — 2 млн пар обуви в год.

На протяжении всего советского периода (1989–1991) оно являлось крупнейшим и образцовым СП Белорусской ССР. Например, по итогам 1990 года выручка «Белвеста» в два раза превышала продажи всех 25 остальных аналогичных структур. Руководство Salamander рассматривало возможность увеличения доли в СП с 45 до 50 % и расширения мощностей до 5 млн пар обуви в год.

Но массовое обнищание населения, которое после окончательного падения железного занавеса перешло с престижных брендов на хлынувшую дешевую продукцию, подорвало бизнес Salamander сначала в бывшем Союзе, а потом и в целом в Европе. Его первенец в СССР «Ленвест» накопил огромные убытки, и в 1996 году немцы вышли из СП. В 2002-м пришла очередь «Белвеста». Немцев заменили россияне, которые сегодня являются полноправными хозяевами некогда первого СП в Беларуси.

«Саммит Системс» (США)

В тройку крупнейших СП по итогам 1992 года вошло совместное с американцами предприятие по сборке и реализации компьютерной техники.

«Саммит Системс», в которое инвестировала довольно крупная американская фирма Chips and Technologies (в будущем ее выкупит Intel), не было первым и единственным в своем роде, но на много лет стало самым крупным в отрасли. Партнерами американцев выступили советско-американское торговое предприятие «Диалог», зарегистрированная на Кипре фирма MPI и международный аэропорт «Минск-2», на площадях которого, собственного, и находилось сборочное производство.

СП «Саммит Системс» просуществовало до 1996 года и было ликвидировано на фоне победы импорта аналогичной продукции и ухудшения условий для инвестирования в Беларусь.

«Анкор» (США)

Эта группа, в которую входило около сорока предприятий, инвестировала на территории Беларуси в несколько направлений. Среди приоритетных были оборудование для жилищно-коммунального хозяйства и деревообработка. «Анкор» стал одним из соучредителей и совладельцев Минск­бизнесбанка — прообраза сегодняшнего Белинвестбанка.

В середине 90-х американцев в совместном бизнесе сменили немцы, а в 2012 году СП было ликвидировано и окончательно исчезло с экономической карты Беларуси.

«Белком­Калий» (Индия)

До начала 2000-х суждено было проработать в Беларуси «Белком-Калию» — по сути, первому независимому трейдеру белорусских калийных удобрений на мировом рынке. Предприятие было создано с участием индийских инвесторов и для транзита удобрений активно использовало украинский порт Николаев и в целом южное направление.

«Белком-Калий» входил в Belcom Group, которая занималась экспортом другой продукции из Беларуси и ввозом на ее рынок товаров народного потребления и продуктов питания, в значительной части состоявшего из продукции производства компаний Индии и стран Южной и Юго-Восточной Азии.

«Белпак» (США)

Это, пожалуй, самый громкий проект с участием американского капитала на территории Беларуси. С американской стороны в нем приняли участие PepsiCo и Eastman Chemical — на двоих им досталось в уставном фонде 50 %. По перечню официальных лиц, участвовавших в открытии в Могилеве совместного производства полуфабриката для пластиковой тары, и по соответствующему антуражу это мероприятие уступило только будущему визиту в Беларусь президента Билла Клинтона.

Через некоторое время доли американцев в СП выкупит российская «Итера», а в 2007 году уже ее пакет перейдет в собственность объединения «Могилевхимволокно», которое создаст из «Белпака» цех.

«Брествнештранс» (ФРГ)

Транспортно-логистическая компания «Брествнештранс» — одна из трех из нашего списка, которая продолжает свою деятельность.

До 1990 года «Брествнештранс» был конторой «Союзвнештранс» и в рамках одноименного всесоюзного объединения специализировался на обслуживании грузов в морских портах и на железнодорожных станциях.

В 1987–1992 годах на базе «Брествнештранса» был построен крупный контейнерный терминал. В результате раздела советской собственности часть имущества «Брест­внештранса» перешла Беларуси, часть — российскому «Союзвнештрансу» и его немецкому подразделению. Они вместе стали собственниками совместного предприятия «Брествнештранс», которое по сей день оказывает складские и таможенные услуги и занимается автомобильными перевозками и организацией доставки грузов по железной дороге.

«Амико» (Италия)

Это совместное предприятие действовало на базе построенного итальянской инжиниринговой компанией Concerie Cogolo кожевенного комбината в Гатово.

«Амико» стало одним из трех созданных в рамках его разгосударствления СП, а также вошло в капитал совместного предприятия на смежном обувном объединении «Луч» — «Сивельги».

Бизнес прекратит существование в 2000-х — СП «Амико» будет ликвидировано в 2009 году.

«Конкор» (Польша)

Совместное предприятие, совладельцем которого были польские инвесторы, юридически просуществовало до 2016 года.

«Белита» (Италия)

Замкнуло топ-10 крупнейших в 1992 году СП и ныне успешно здравствующее предприятие по выпуску косметики «Белита». Правда, работает оно уже без одного из своих основателей: белорус Виктор Терещенко скончался в начале 2021 года от последствий коронавирусной инфекции. Его партнером на протяжении этих лет был итальянец Лучио Фузаро из компании GVF.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!