Сельскому хозяйству Беларуси всегда уделялось повышенное внимание государства при разработке и реализации политики. Считается, что этот сектор оказывает значительное влияние на общую ситуацию в экономике.
Но действительно ли это так и можно ли называть Беларусь аграрной страной.
В этом разбиралась колумнист "Беларусь. Экспертиза" Анастасия Лузгина.
Сельхозпредприятия: финансовые показатели
Недавно Белстат опубликовал данные о результатах работы фермерских хозяйств в 2022 году. На первый взгляд, темпы роста выглядят впечатляюще. С 2016 по 2022 год их количество возросло на 26%, а объем производства – в 2 раза. Однако доля фермеров в общем объеме сельхозпроизводства оставалась незначительной, а именно 3.2%. Крупные организации остаются основой беларусского сельского хозяйства и определяют результаты работы всего сектора, которые выглядят неплохо, если бы не одно обстоятельство.
Если проанализировать статистические данные, то, с одной стороны, рентабельность продаж сектора «сельское, лесное и рыбное хозяйство» – основную часть данного сектора составляет сельское хозяйство – возросла с 1.1% в 2015 году до 9.5% в 2022 году. Однако рост рентабельности сопровождался сохранением высокого уровня просроченной кредиторской задолженности. На начало 2022 года именно сектор сельского, лесного и рыбного хозяйства после предприятий обрабатывающей промышленности имели самые высокие показатели кредиторской задолженности. Но если доля просрочки промышленных предприятий составила 11.9%, то в сельском хозяйстве она превысила четверть всего объема задолженности и достигла 25.6%. Это означает, что финансовое положение сельхозпредприятий остается сложным, они не могут своевременно платить по долгам.
Доля сельского хозяйства в экономике снижается
При анализе доли сельского, лесного и рыбного хозяйства в ВВП за последние 11 лет отмечается ее снижение с 8.9% до 6.8% к 2021 году. Данный показатель может колебаться от года к году – например, из-за влияния климатических изменений на урожайность. Тем не менее тренд на снижение очевиден: с 2015 по 2020 год значение показателя не превышало 7.4% ВВП. В 2022 году доля сельского, лесного и рыбного хозяйства в ВВП возросла до 7.7%, что было обусловлено, с одной стороны – хорошей урожайностью зерновых, а с другой – сокращением объемов производства в основных секторах экономики, включая промышленность, торговлю, информацию и связь. К примеру, доля сектора «информация и связь» в ВВП выросла за 2015-2021 гг. с 4.1% до 7.4%, однако уже в 2022 году этот тренд был сломан активной миграцией IT-бизнеса и специалистов за границу.
Значимость сельского хозяйства для рынка труда
Если проанализировать численность населения, занятого в сельском хозяйстве, то оно также постепенно сокращалось. В 2010 году в секторе «сельское, лесное и рыбное хозяйство» трудилось 487.5 тысяч человек, а к 2022 году их количество снизилось до 368.9 тысяч человек. То есть за 11 лет сектор потерял более 118 тысяч специалистов. Данные изменения можно было бы списать на ухудшающуюся демографическую ситуацию в экономике. Но в этот же период IT-компании увеличили число сотрудников на 65 тысяч человек.
Можно предположить, что люди не хотели оставаться в деревнях по нескольким причинам. Одна из них – это невысокая оплата труда. Среднемесячная зарплата сельскохозяйственных работников в 2022 году составила 1206.2 рубля при 1630.9 рублей в целом по стране. Вторая причина кроется в инфраструктуре. Беларусь можно назвать страной одного города. В столице и близлежащих районах концентрируется значительная часть бизнеса, хорошо развит сектор услуг. В мелких городах и тем более деревнях отсутствуют или представлены в небольшом количестве кафе, рестораны и магазины, не развита быстрая и удобная система доставки продовольственных и непродовольственных товаров, образовательные услуги значительно более слабые, чем в городах, а качество медицинских услуг часто неудовлетворительное.
Повысить интерес людей к жизни в сельской местности были призваны агрогородки. Поэтому в рамках реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 годы их было построено более 1500. Однако даже такие грандиозные программы не смогли остановить отток населения в города, ведь по программам выполнялись количественные, но не качественных параметры. Возведение бассейнов, служебного жилья, бань и кинотеатров далеко не всегда соответствовало стандартам качества или запросам населения, а транспортная инфраструктура и услуги интернета в агрогородках не были достаточными.
Интересно, что несмотря на спорную эффективность такого рода проектов, в 2023 году белорусские власти заговорили о намерении продолжить создавать агрогородки, но уже не в нашей стране, а в России.
Сельское хозяйство и внешняя торговля
Агропромышленный комплекс, куда входят не только непосредственно аграрные, но и перерабатывающие предприятия, поставляет большие объемы продуктов питания на внешние рынки. Молоко и молочная продукция, мясо и мясные субпродукты, масло рапсовое и сахар ежегодно экспортируются тысячами тонн. Экспорт продовольственных товаров в 2021 году составил 5,2 млрд долларов увеличившись с 3,2 млрд долларов в 2010 году. Его доля в общем объеме экспорта товаров достигла 13.1%. Таким образом, экспорт товаров агропромышленного комплекса является важной, но не доминирующей позицией. Основные объемы белорусского экспорта товаров традиционно приходятся не на сельскохозяйственные, а на промежуточные товары, к которым относятся нефтепродукты и калийные удобрения. Кроме того, с 2010 по 2021 год в 10 раз возросли стоимостные объемы экспорта телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг. К 2021 году их экспорт достиг 3.2 млрд долларов. При сохранении благоприятных условий для развития сектора данная тенденция могла бы продолжиться и стоимость экспорта IT-услуг вполне могла бы сравняться со стоимостью экспорта продуктов питания.
Сельское хозяйство является значимым, но не самой важным сектором с точки зрения формирования ВВП. А доля населения, занятого в сельском хозяйстве, не превышает 10% от общего числа занятых. Традиционно именно промышленность обеспечивала основной объем производства и экспорта Беларуси, а с учетом действовавших до 2022 года тенденций IT-сектор имел все шансы в будущем обогнать сельское хозяйство и по доле в ВВП, и по стоимости экспортных поставок, и по числу занятых. Поэтому Беларусь – это не аграрная страна.
При этом нужно понимать, что если IT-сектору государство предоставило только определенные налоговые льготы, то сельскому хозяйству из года в год оказывается беспрецедентная государственная поддержка в виде льготного кредитования, бюджетных трансфертов на инвестиционные цели, реализации программ для развития агрогородков, и навязывания компаниям и организациям из других секторов экономики обязательств по поддержке неэффективно работающих колхозов. Если сократить объемы оказываемой помощи, результаты работы сектора могут стать отрицательными, а дальнейший его рост будет невозможен без реформирования, развития частного предпринимательства и повышения привлекательности регионов.