"Мы больше не нуждаемся в шестисторонних переговорах. Мы никогда не примем участия в таких переговорах и не будем связаны никаким достигнутым на них соглашением", - говорится в заявлении МИДа КНДР, распространенном агентством ЦТАК. Наиболее бурную реакцию в мире вызвал пассаж, в котором КНДР декларирует готовность "предпринять шаги для восстановления деактивированных ядерных объектов" и "всеми средствами развивать силы ядерного сдерживания". Власти Северной Кореи потребовали от американских и других экспертов, наблюдающих за ликвидацией реактора в Йонбене, покинуть страну.
Демарш Пхеньяна стал ответом на принятое 13 апреля заявление Совета Безопасности ООН, в котором содержится осуждение запуска северокорейской баллистической ракеты "Ынха-2", произведенного 5 апреля. В заявлении говорится, что этим испытанием КНДР нарушила резолюцию Совбеза № 1718, принятую в октябре 2006 г. Данная резолюция призывает Пхеньян "не производить новых ядерных испытаний или запусков баллистических ракет" и приостановить "все виды деятельности, связанные с программой по баллистическим ракетам".
Примечательно, что, хотя Северная Корея нарушила резолюцию № 1718, имеющую силу международного закона, члены СБ ООН после длительных консультаций воздержались от немедленного введения новых жестких мер против Пхеньяна. Принятое заявление от имени председателя Совбеза, в отличие от резолюции, носит рекомендательный характер. В ходе состоявшихся дискуссий Россия и Китай призывали сторонников жесткого подхода, который наиболее активно отстаивала Япония, не спешить с санкциями.
В итоге позиция Москвы и Пекина была учтена - Совбез не стал принимать новую резолюцию. В то же время в принятом заявлении СБ ООН оставляет за собой право вернуться к рассмотрению вопроса о введении санкций против 11 северокорейских компаний, причастных к испытанию "Ынха-2".
Напомним, что переговоры "шестерки" (США, Россия, Китай, Япония, КНДР и Южная Корея) по денуклеаризации Корейского полуострова были начаты в августе 2003 г. Одним из их итогов стало замораживание Пхеньяном своей ядерной программы и начало работ по демонтажу реактора в единственном в стране исследовательском центре в Йонбене. На эти шаги Пхеньян пошел в обмен на обещанную ему внушительную материально-техническую и гуманитарную помощь.
Разрыв КНДР заключенных ранее договоренностей вызвал резкую критику участников переговоров по северокорейской ядерной программе. Пресс-секретарь Госдепартамента США Роберт Вуд заявил, что этот шаг КНДР, не выполняющей взятые на себя обязательства, "вовлечет страну в еще большую изоляцию". По его словам, "международное сообщество предложило Северной Корее путь к возвращению" в свои ряды, однако она этим шансом не воспользовалась. Москва, которой вместе с Пекином удалось добиться смягчения формулировок Совбеза ООН, также была разочарована решением Пхеньяна. Тем не менее, по словам посла по особым поручениям МИДа РФ Григория Логвинова, "у КНДР есть все возможности вернуться за стол переговоров". "Мосты никто не сжигал и дверь не захлопывалась", - отметил он.
По мнению некоторых экспертов, дальнейшее урегулирование корейской ядерной проблемы во многом будет зависеть от позиции США. Сейчас у КНДР есть две главные задачи: обеспечение собственной безопасности путем получения от американцев гарантий того, что с Северной Кореей не поступят так же, как с Ираком, и экономическое развитие, ведь именно из-за позиции США международные финансовые институты не выделяют средства КНДР.