Крупнейший белорусский госзастройщик МАПИД фигурирует в громком деле о взятках в московском метрополитене.
Как пишет «Коммерсант», на сегодняшний момент задержаны четыре представителя «Московского метрополитена» и его подрядчика «ВО «Технопромимпорт». Они проходят по делу о взятках и хищениях при реализации контракта на поставку продукции для строительства новых и модернизации старых веток метро.
В материалах расследования речь идет о контракте на 3 млрд российских рублей, заключенном еще в 2017 году между «Мосинжпроект» и «ВО «Технопромимпорт». Согласно условиям договора, «ВО «Технопромимпорт» должна была поставить столичному метрополитену железобетонные полушпалы типа LVT-M в комплекте с рельсовыми скреплениями. За счет особой конструкции они способны поглощать шум и вибрацию во время движения состава. Использовались полушпалы при строительстве новых веток столичного метрополитена и реконструкции старых.
Как установили сотрудники ГУЭБиПК МВД, с целью хищения выделенных департаментом строительства Москвы средств руководство «ВО «Технопромимпорт» в декабре 2019 года заключило с литовской фирмой UAB MAPID LT фиктивный договор на поставку полушпал на 2,3 млрд российских рублей. MAPID LT – на тот момент было дочерним предприятием МАПИД, строившем жилые объекты в Литве.
Однако в действительности заказ оказался размещен на двух белорусских предприятиях и обошелся махинаторам всего в 937 млн российских рублей. При этом, по версии правоохранителей, организаторы аферы знали, что изготовленные в соседней стране полушпалы не будут отвечать прописанным в договоре техническим условиям. Более того, изготовленную продукцию они выдали заказчику за товар крупнейшего в Беларуси строительного предприятия МАПИД и итальянской фирмы SOGO S.P.A. Первое якобы произвело полушпалы, а вторая специальные шумопоглощающие резиновые чехлы для них.
Как следует из материалов дела, с 2020 по 2024 год столичная подземка получила около 200 тыс. комплектов полушпал, которые, как установила экспертиза, заведомо не отвечали требованиям по качеству.
Закрывавшие на это глаза и дававшие согласие на оплату фальсификата чиновники получали материальное вознаграждение.