Эксперт по геополитической стратегии Питер Зейхан, который известен тем, что предсказал геополитические потрясения последних лет, уверен, что мы стоим на пороге конца света, каким мы его знаем.
По его мнению, лучшие времена человечества позади, и впереди нас ждут экономические трудности и кардинальные перемены к худшему. В сложной ситуации окажутся многие страны, но у некоторых все сложится сравнительно благополучно.
Что это за счастливые исключения и почему в этих странах все может быть не так плохо — в отрывке из новой книги Зейхана «Конец мира — это только начало. Экономика после краха глобализации».
Американский геополитический стратег и основатель консалтинговой компании Zeihan on Geopolitics Питер Зейхан написал несколько бестселлеров о возможном будущем человечества, и ни один из них не предлагал оптимистичных сценариев. Его новая книга «Конец мира — это только начало. Экономика после краха глобализации» (на русском языке выходит в мае в издательстве «Альпина Паблишер) — не исключение. По его мнению, даже в 2022 году, когда книга была опубликована в оригинале, человечество все еще жило в эпоху «невиданного процветания и спокойствия». Нам повезло, утверждает он, застать краткий миг блаженства — но он проходит.
В скором будущем, утверждает бывший аналитик частной разведывательной компании Stratfor, которую называют «теневым ЦРУ», от мировой экономики останутся лишь осколки, и ни одна из известных нам экономических систем не сумеет выстоять.
Главное достижение нового времени — глобализация сейчас, по мнению Зейхана, на грани распада по геополитическим, экономическим и демографическим причинам. Грядущий мировой беспорядок, пишет он в своей книге, приведет к коллапсу множества государств, но некоторым удастся счастливо избежать экономического упадка, голода и вооруженных конфликтов.
Forbes публикует отрывок, посвященной описанию того, как конец золотого века истории человечества может отразиться на разных странах.
Конфликты между региональными сверхдержавами и блоками неизбежны, но они не обязательно будут хроническими или серьезными. Французы и турки, конечно, будут бросать друг на друга косые взгляды с противоположных берегов Средиземного моря, а немцы найдут общий язык с французами, чтобы добраться до Бельгии. Голландцы и датчане будут стремиться участвовать и в британском, и в германском блоках, которые, в свою очередь, будут действовать против России. Все любят австралийцев… но австралийцы будут с удовольствием помогать американцам корректировать огонь.
Главной особенностью новой эпохи станет то, что все мы больше не будем на одной стороне. И хотя многие скажут, что так было всегда (и будут правы), американский миропорядок, однако, работал потому, что все мы согласились с тем, что конкуренция между странами может продолжаться лишь до определенного предела. Для борьбы с конкурентами нельзя применять военную силу. И, главное, нельзя атаковать или захватывать коммерческие суда. Точка.
Отмена этой нормы грозит нам наступлением темных времен.
Дни дальнемагистральных перевозок, по большому счету, сочтены. Ни одна страна мира, за исключением Японии и США, не может направлять ВМС к соседним континентам и патрулировать достаточно обширные зоны океана, чтобы обеспечить возможность безопасного прохода по ним торговых судов. Миропорядок работал, потому что только у США был глобальный флот и все страны согласились не трогать суда. Этого мира больше не существует.
Дальнемагистральные перевозки позволяют перемещать товары из стран и регионов с высоким предложением в страны и регионы с высоким спросом. Все товары, зависящие от спроса или предложения, ожидает коллапс рынка. К числу товаров, сильно зависящих от предложения, относятся нефть, соя, литий и микропроцессоры. К числу товаров, сильно зависящих от спроса, относятся сжиженный природный газ, бокситы, вагоны скоростных поездов и кальмары. Двойной удар ожидает железную руду, гелий, какао-бобы и тонеры для принтера.
Разрушение экономики, основанной на эффекте масштаба, и каналов сбыта, формирование которых стало возможным только благодаря взаимосвязанности всех стран мира, повлияет на все страны, но по-разному. В странах Западного полушария будет достаточно продовольствия и энергии, но для производства многих других товаров (от компьютеров до обуви) придется создавать собственные производственные мощности. У германского блока такие мощности есть, но сырья для этих мощностей практически нет. Японцы и китайцы умудрятся сохранить производство и продовольствия, и энергии, и сырья, а также рынки. К счастью для Японии, эта страна предпочитает производить товары там же, где их продает, и у нее есть дальнемагистральные суда. К несчастью для Китая, возможности его судов даже в мирное время ограничиваются расстоянием до Вьетнама.
Чрезвычайно важно также, какие суда региональные блоки в тот или иной момент будут считать наиболее значимыми и, соответственно, достойными особой защиты. Эффективность сложных производственных систем тем выше, чем больше игроков и потребителей и чем более дифференцированной (и, значит, эффективной) является система каналов поставок. Чем крупнее блок, тем более успешно и устойчиво региональное производство. Русские наверняка используют мировой раскол против покупателей их нефти и газа. Соответственно, немцы, турки, британцы, японцы и китайцы будут вынуждены покупать энергоносители где-то еще, что будет способствовать обострению мировой конкуренции. Парадоксально, но факт: в распадающемся мире наиболее важными будут самые тихоходные суда — все эти скучные балкеры. В конце концов, если контейнерные перевозки пострадают, экономика большинства стран мира встанет из-за коллапса производства. Но если перестанут ходить балкеры, перевозящие продовольствие и топливо, огромное количество людей будет голодать. В изоляции. В темноте.
Конфликты между блоками, связанные с морскими перевозками, станут новой нормой. Однако не следует забывать, что у большинства стран нет дальнемагистрального флота, а значит, настоящее веселье начнется на ничьей земле, не контролируемой ни одним блоком, в зонах, где судам некого будет звать на помощь. В такой обстановке перевозчики столкнутся с тремя проблемами в области безопасности.
Первая и самая очевидная проблема — проблема пиратства. Любая зона, не защищенная достаточно мощным флотом, будет подвержена нападениям пиратов типа сомалийских. Вторая и менее очевидная проблема — каперство, то есть по сути пиратство, спонсируемое государствами с целью нападения на конкурентов. Каперы могут рассчитывать на помощь, топливо и экипаж, а также продавать свою… кхм… добычу в дружественных портах. Поскольку использование каперов позволяет государствам сохранять хотя бы видимость непричастности к преступлениям (а это все-таки лучше, чем вступать в открытое военное столкновение), можно ожидать, что участвовать в этой игре захотят практически все.
Третья проблема будет, скорее всего, связана не только с наличием ничьей земли. Речь идет о государственном пиратстве. Мы движемся к миру, где возможность импортировать все что угодно, будь то железная руда, дизельное топливо, удобрения, провода или теплые шарфы, будет строго ограничена. Приказать морякам добыть то, что нужно — старое как мир решение, найденное задолго до относительно свежей океанской одиссеи Колумба.
Все преимущества, которые давало нам развитие транспорта с 1946 года, сойдут на нет. Большие, неповоротливые специализированные суда — это просто плавучие буфеты, где не прочь будут порезвиться каперы и пираты всех мастей (государственные и любые другие), оказавшиеся поблизости. Использовать крупные суда выгодно в едином, безопасном мире, но в раздробленной и опасной среде они подвергаются множеству рисков.
Где же будут располагаться зоны, в которых в распоряжении городов по-прежнему будет достаточно земли, чтобы сохранить сегодняшний уровень жизни?
Американцы в целом будут в порядке. Отчасти причиной тому географический фактор. Продовольствия и энергии в Северной и Южной Америке больше, чем может потребить население двух континентов.
Второй по размеру регион, который сможет поддерживать города — Австралия и острова Новой Зеландии. Как и в Западном полушарии, ресурсов и продовольствия в этих двух странах, расположенных на юго-западе Тихоокеанского региона, больше, чем может поглотить их внутренний рынок. И так же, как сегодня взаимная поддержка Мексики и Соединенных Штатов делает обе эти страны сильнее, осси и киви, как называют австралийцев и новозеландцев, будут становиться сильнее благодаря поддержке стран Юго-Восточной Азии.
В странах Юго-Восточной Азии представлен весь спектр уровней благосостояния и технического развития. К региону относятся и супертехнократический Сингапур, и фактически доиндустриальная Мьянма. Как ни крути, такое разнообразие — не проблема, а особенность региона, позволяющая формировать многоэтапные внутренние производственные системы, не выходя за его пределы. Добавьте к этому достаточные запасы продовольственных и энергетических ресурсов, сбалансированных благодаря помощи Австралии и Новой Зеландии, и станет ясно, что регион сумеет как-то перебиться.
Что касается проблем стран Юго-Восточной Азии, то:
а) в регионе нет крупнейшей доминирующей державы, и
б) военная мощь блока недостаточна для того, чтобы отстаивать его интересы в самых разных областях.
Эти проблемы не должны привести к катастрофе, и скорее всего, не приведут. И американцы, и японцы будут заинтересованы в экономическом и стратегическом партнерстве со странами Юго-Восточной Азии (включая осси и киви). Главную сложность для всех партнеров будет представлять выработка США и Японией общих подходов к решению проблем. Серьезные разногласия будут разрушительными для всех стран, расположенных к западу от международной линии перемены дат.
Что касается других регионов, то там ситуация быстро станет опасной.
В России куча ресурсов, необходимых другим странам, но Кремль давно использует нефть и газ в качестве инструмента давления на своих покупателей, вынуждая их идти на геополитические уступки. Российскую экономическую стратегию и политику можно назвать провальными. До холодной войны эта стратегия была нацелена то ли на подчинение вышеупомянутых покупателей России, то ли на защиту от их вторжения. Во времена холодной войны и после ее окончания вследствие свободного доступа к мировым ресурсам конкуренция с другими поставщиками сделала эту стратегию бессмысленной. Сегодня русские думают, что Транссибирская магистраль, по которой теоретически огромное количество товаров можно перевозить из Восточной Азии в Европу — отличный инструмент ослабления американского влияния на море.
Это не подтверждается реальностью. Один гигантский контейнеровоз перевозит больше грузов, чем вся Транссибирская магистраль в 2019 году. Итог: меня давно забавляет бардак в России, где сценарии XIX века, по которым русские пытаются жить в XXI веке, с дивной регулярностью заводят страну в тупик. Вряд ли в России будут разработаны эффективные стратегии. Скорее можно ожидать возвращения прошлого с осложнениями в виде ядерного оружия.
На Ближнем Востоке полно энергоносителей, но более 60% продовольствия импортируется. На фоне сворачивания мировой торговли в регионе можно ожидать молниеносного сокращения численности населения. В конечном итоге Франция, которая будет доминировать в Западной Европе, и Турция, которая подчинит себе Восточное Средиземноморье, будут пировать за счет стран региона, реализуя свои амбиции и удовлетворяя свои потребности; возможно, на пир явится незваный гость — Япония. Можно ожидать, что эта троица будет вовсю развлекаться в регионе — так же, как когда-то американцы.