Такой вывод делает в статье "Забудьте про инфляцию"* профессор экономики и финансов Мюнхенского университета, директор Института экономических исследований (IFO) Ханс-Вернер ЗИНН. Предлагаем ее вашему вниманию.
Перефразируя Уинстона Черчилля, можно сказать: никогда еще такое количество миллиардов долларов не выкачивалось из такого числа правительств и центробанков. Правительство США закачивает в свою экономику 789 млрд. USD, страны Европы - 255 млрд., Китай - 587 млрд. USD.
В 2008 году Федеральный резерв США увеличил свою денежную базу на 97%, а Европейский центральный банк - на 37%. Процентная ставка по федеральным фондам в США на данный момент равняется практически нулю, а основная ставка рефинансирования ЕЦБ, уже побившая самый низкий рекорд, снизившись до 2%, будет, по всей вероятности, продолжать понижаться в течение следующих месяцев. * Статья предоставлена Project Syndicate, обладающим авторским правом на нее (www.project-syndicate.org). Федеральный резерв предоставил обычным банкам прямой доступ к своим кредитным фондам, в то время как ЕЦБ перестал нормировать обеспечение денежной базы, вместо этого предоставляя столько ликвидных средств, сколько потребуют банки. Общий размер пакетов вспомоществования банкам, выделенных западными странами с прошлого октября, уже достиг приблизительно 4,3 млрд. USD.
Сейчас многие опасаются, что эти гигантские притоки наличности неизбежно повлекут за собой инфляцию. В Германии, которая пострадала от гиперинфляции в 1923 году, широко распространены опасения, что люди снова потеряют свои сбережения и будут вынуждены начинать все с нуля. Эти страхи разделяют и другие страны, пусть даже и в меньшей степени.
Однако основания для подобных страхов носят ложный характер. Действительно, запас ликвидных средств быстро увеличивается, однако это увеличение происходит за счет того, что частный сектор занимается накоплением денег, вместо того чтобы их тратить. Предоставляя большие суммы ликвидных средств, центральные банки просто сокращают сумму денег, изымаемую из общих затрат на товары и услуги, что смягчает шок негативного спроса, потрясший мировую экономику.
Это тривиальный, но важный вывод, который следует из теории спроса и предложения. Представьте себе, например, нефтяной рынок. Характер изменения цен на нефть невозможно вычислить, основываясь исключительно на увеличении объема продаж. Цена упадет, если это увеличение произошло в результате роста предложения, однако она поднимется, если причиной послужил рост спроса.
Это относится и к увеличению общего запаса наличных денег. Если это увеличение произошло в результате повышения предложения, то стоимость денег упадет, что приведет к инфляции. Однако в том случае, если это увеличение явилось результатом повышения спроса, стоимость денег повысится, что будет означать дефляцию. Очевидно, что именно этот риск в сегодняшних условиях является более релевантным.
Если при этом учесть неявные тенденции поведения цен, то текущее повсеместное падение процента инфляции становится легко объяснимым. В США годовая инфляция снизилась до 0,1% в декабре 2008 г. по сравнению с 5,6% в июле того же года. В Европе инфляция упала до 2,2% в январе 2009 г. по сравнению с 4,4% в июле 2008. В настоящий момент ни одна страна не страдает от настоящей дефляции, однако ситуация может измениться по мере того, как усугубляется кризис. Германия, известная своим низким процентом инфляции, может оказаться в числе первых стран, которые испытают падение цен. Последние данные показывают, что индекс цен в январе поднялся всего лишь на 0,9% по сравнению с прошлым годом.
Эта тенденция создаст серьезные экономические проблемы, которые необязательно окажутся результатом дефляции как таковой, а, скорее, будут спровоцированы естественным сопротивлением. В каждой стране существует определенное количество негибких цен, обусловленных нежеланием продавцов продавать дешевле, в то время как низкий рост производительности и защита заработной платы профсоюзами не оставляют места для низких цен. Таким образом, давление в сторону дефляции в некоторой степени приведет к снижению количества продукции, что, в свою очередь, усугубит реальный кризис.
Более того, даже если цены проявят некоторую гибкость, дефляция обязательно приведет к повышению действительных процентных ставок, учитывая, что номинальные процентные ставки не могут упасть ниже нуля. В результате увеличится стоимость капитала для компаний, что, понизит инвестирование и усугубит кризис. Это представит особую проблему для США, где Федеральный резерв допустил, чтобы ставки федеральных фондов упали до нуля в январе 2009 г.
Единственный приемлемый сценарий дефляции предполагает, что, когда экономики оправятся от кризиса, центробанки не станут достаточно поднимать процентные ставки в условиях последующего бума, удерживая слишком большое количество ликвидных средств на рынке. Подобный сценарий не является невозможным. Именно такой политики придерживалась Италия в эпоху, предшествовавшую евро, и, возможно, Федеральный резерв окажется склонным ее перенять.
Однако ЕЦБ, единственным предписанием которого является сохранение стабильности цен, не может придерживаться подобной политики без проведения коренных изменений в законодательстве. Более того, подобный сценарий не может быть осуществлен до того, как спад не обернется бумом. Итак, на данный момент риска инфляции просто не существует.
Япония может послужить неплохим примером того, в чем заключается настоящий риск, поскольку эта страна страдала от дефляции или находилась на ее грани в течение 14 лет. Начиная с 1991 года Япония оставалась в ловушке, которую гарвардский экономист Элвин Хансен, современник Кейнса, однажды назвал "вековым застоем".
С момента начала банковского кризиса в Японии в 1990 году страна оказалась пойманной в "ликвидную ловушку" с процентной ставкой центробанка, практически равной нулю. С 1998 по 2005 год уровень цен снизился более чем на 4%. Японское правительство попыталось бороться со спадом методами Хансена, выпуская одну кейнсианскую программу дефицитного финансирования за другой и повысив соотношение долга и ВВП с 64% в 1991 г. до 171% в 2008 г.
Все это, однако, принесло мало пользы. Япония все еще находится в состоянии застоя. Не инфляция, а период дефляционного давления японского типа с непрерывно растущим государственным долгом - таков истинный риск, который встанет перед миром на годы вперед.