Ухабы и колдобины «Шелкового пути»

2023-01-05 08:41:23
"Анастасия ГУРИНА, "Белорусы и рынок""

С началом масштабных боевых действий России в Украине под угрозу попал весь «Шелковый путь», идущий из Китая в Европу через нашу страну. Удастся ли Беларуси остаться для Китая важной частью транзитного пути и продолжить привлекать под это инвестиции или нас начнут обходить стороной?

 «Один пояс — один путь» как политический и экономический проект задумывался в виде создания глобальной транспортной и инвестиционной инфраструктуры на пути к главным рынкам для китайских товаров. Например, белорусско-китайский индустриальный парк «Великий камень» в рамках этого проекта виделся как пункт на пути к одному из ключевых рынков — Евросоюзу.

Хоть Китай поставляет свои товары в ЕС в основном по морю (на сухопутные перевозки приходится лишь около 6 % его товарооборота), но из-за длительного времени морской доставки популярность железнодорожного маршрута через Казахстан, Россию и Беларусь в довоенное время постоянно росла.

Этот маршрут, который Китай называет северным, являлся одним из самых выгодных среди всех возможных сухопутных направлений в Евросоюз, пока государства, его составляющие, могли хвастаться политической стабильностью, растущими рынками и уже имеющейся инфраструктурой.

Теперь хвастать нечем

По данным информационно-аналитического портала Eurasian Rail Alliance Index (ERAI), в первом полугодии 2022 года по северному ж/д маршруту транзитом из Китая в Европу было перевезено 144 тыс. ДФЭ грузов (ДФЭ — двадцатифутовый эквивалент, условная единица измерения вместимости контейнеров). Это на 25,7 % меньше, чем за тот же период прошлого года. В обратном направлении — из Европы в Китай — падение еще более значительное: 64,6 тыс. ДФЭ, что на 35 % меньше прошлогоднего периода.

Наибольший обвал был зарегистрирован в апреле: грузопоток в направлении ЕС сократился наполовину.

Ключевой для белорусского транзита пункт назначения — польский Тересполь, куда товары поступают из Бреста, — по сравнению с другими европейскими странами пострадал меньше. По данным China State Railway Group Co., Ltd., в первом полугодии 2022 года на пограничном переходе «Брест — Тересполь» оформлено 4226 грузовых поездов, что на 8,5 % меньше, чем годом ранее.

Что пошло не так?

Причины падения объемов грузоперевозок очевидны: политическая нестабильность в странах, по территории которых пролегает маршрут, экономические санкции в их отношении, а также некоторое замедление экономического роста в Европе и Китае.

Однако многие аналитики говорят о чрезмерной реакции грузоотправителей на санкции.

«Несмотря на то что санкции напрямую не затрагивают большинство транспортно-логистических компаний и оператора евразийского маршрута, общая атмосфера токсичности, создаваемая вокруг России и Беларуси, ведет к осторожному отношению грузоотправителей к отправке по территории ЕАЭС», — говорится в отчете Eurasian Rail Alliance Index.

Аналитик польского журнала Obserwator Finansowy Ева Чеслик обращает внимание на то, что северный ж/д маршрут является ключевым для европейских поставщиков, работающих с Китаем, и они заинтересованы в его сохранении. Автор указывает, что проседание поставок по этому маршруту возникло из-за «информационного хаоса».

«Многие европейские компании ошибочно полагали, что белорусские и российские железные дороги попали под санкции ЕС, как и банки, через которые перевозчики осуществляют расчеты. Они не учли, что у китайских организаций есть свои механизмы расчета с перевозчиками в России и Беларуси, так что санкции им нипочем. Европейские компании могли бы смело использовать китайских партнеров для решения вопроса о платежах и отгружать товары по северному маршруту», — пишет Ева Чеслик.

Тот факт, что по объемам грузоперевозок дно было достигнуто в апреле — мае, а теперь они восстанавливаются, говорит о том, что отказываться от данного маршрута грузоотправители не собираются и что действительно существуют некие механизмы, позволяющие продолжать транзит через Беларусь.

«Текущий 2022 год показывает стрессоустойчивость евразийского ж/д маршрута, несмотря на экономический спад в экономиках Европы и Китая, а также обострение политических противоречий в Восточной Европе», — высказывается на эту же тему и Eurasian Rail Alliance Index.

Однако проблемы с ж/д маршрутом через Беларусь и Россию не только в финансовых расчетах. Отправителей волнует рост цен на страхование грузовых перевозок, цен на топливо и энергию. Существуют также имиджевые и этические аспекты.

«Давление на компании с целью не субсидировать Россию вынудило изменить маршруты. Однако пользователи северной дороги все больше осознают, что сборы, уплачиваемые России и Беларуси за пользование их железными дорогами, ничтожно малы в доходах их бюджетов по сравнению с деньгами, которые Россия получает за экспорт сырья. Экономические проблемы вынуждают перевозчиков постепенно возвращаться к обсуждаемому маршруту», — пишет польский эксперт.

Китай пойдет в обход Беларуси?

Весной 2022 года Китай запустил маршрут в обход России и Беларуси — через Казахстан, Азербайджан, Грузию в Румынию и далее. Через Черное и Каспийское моря перевезено примерно на треть больше грузов, чем год назад. Будет ли Китай постепенно отказываться от северного маршрута «Шелкового пути»?

Этот вопрос мы задали доктору политических наук, члену экспертного совета «Минский диалог» Сергею Богдану. Он согласился, что если бы проблемы были только в санкциях, то Китай нашел бы технические возможности для их решения. Но общая политическая нестабильность нашего региона и отношение к КНР со стороны восточноевропейских государств превращает в некую авантюру вложения Китая в развитие северного маршрута.

«Я могу себе представить категории товаров, например особо ценные или требующие срочной доставки, ради которых Китай захотел бы развивать сухопутный маршрут в Европу, несмотря на то что поставки морем дешевле. Но куда более надежным вариантом будет путь через Центральную Азию, Южный Кавказ, где с государствами выстроены нормальные прагматичные отношения.

Что тут может предложить Беларусь? Замечательные отношения с Россией? У нее нет никаких отношений с другими соседями: ни с Польшей, ни с Литвой, а с Украиной страна вообще на грани конфликта», — отметил Сергей Богдан.

Весь восточноевропейский регион, превратившийся в некий «террариум», сейчас явно проигрывает южным конкурентам. «И падать будем вместе: и мы, и наши соседи в Евросоюзе, и Украина с Россией», — подытожил эксперт.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!