Международная финансовая корпорация 2 июля предоставила Белгазпромбанку гарантию по внешнеторговому финансированию в размере 10 млн. USD, включив белорусский банк в Глобальную программу финансирования торговли (Global Trade Finance Programme). За неделю до этого Европейский банк реконструкции и развития увеличил размер гарантии и суммы кредитной линии в рамках собственной программы финансирования торговли для белорусского банка до 10 млн. USD, а срок предоставления финансирования и гарантий - с 1 года до 3 лет.
Расширение объемов операций ЕБРР и МФК является их ответом на финансовый кризис. В текущем году объем мировой торговли может сократиться впервые с 1982 года, и одной из существенных причин этого является снижение объемов финансирования торговли банками. Поэтому международные финансовые организации пытаются поддержать банки. В частности, МФК одобрила увеличение своей Глобальной программы на 1,5 млрд. USD - до 3 млрд. USD.
Что означают для Белгазпромбанка и для Беларуси в целом данные решения МФК и ЕБРР, журналисту "БР" рассказал заместитель председателя правления ОАО "Белгазпромбанк" Сергей ШАБАН.
- Сергей Васильевич, что представляет собой механизм торгового финансирования и зачем оно используется?
- Традиционными формами расчетов по внешнеэкономическим сделкам в республике являются предоплата и платеж после поставки товара. Обе формы обладают определенными недостатками: в случае предоплаты покупатель несет риски непоставки товара, а при оплате после поставки у продавца возникает риск неполучения денег. Для нивелирования таких рисков и существуют документарные формы расчетов, в частности с помощью банковских аккредитивов.
В этом случае деньги перечисляются против представления в банк документов об отгрузке или доставке товаров в соответствии с условиями контракта между продавцом и покупателем. Для оплаты аккредитива могут использоваться и другие условия, согласованные сторонами по договору. Таким образом, снимаются оба отмеченных выше риска, что обусловливает рост популярности таких расчетов во время финансового кризиса.
На практике сделка выглядит следующим образом. Белорусское предприятие, которое, например, желает приобрести оборудование за рубежом, обращается в Белгазпромбанк с просьбой провести расчеты с помощью аккредитива. Банк открывает аккредитив, принимая на себя риски клиента, и одновременно обращается к иностранному банку, который обслуживает продавца товара, с тем чтобы он принял риск Белгазпромбанка. Иностранный банк подтверждает аккредитив, таким образом подтверждая готовность заплатить поставщику против представленных документов.
Имея гарантию оплаты товара, продавец поставляет его в определенные время и место и предъявляет в свой банк документы, подтверждающие факт поставки. Иностранный банк их тщательно проверяет и в случае их полного соответствия условиям аккредитива переводит деньги поставщику.
Кредитные линии на торговое финансирование, установленные на Белгазпромбанк иностранными банками, используются им не только для подтверждения документарных аккредитивов и гарантий, но и для последующего финансирования. Иностранный банк в подобном случае производит платеж по аккредитиву, предоставляя, таким образом, Белгазпромбанку кредит на определенный срок (обычно до 1 года), что позволяет банку предоставить аналогичный кредит клиенту - покупателю товара.
Как мы видим, в данной схеме импортные операции клиентов банка осуществляются фактически за счет ресурсов зарубежных банков, которые намного дешевле белорусских. Поэтому при осуществлении сделок с использованием аккредитивов покупатель не только снимает с себя риски потерь в результате срыва сделки, но и снижает свои расходы.
Возможны и другие формы расчетов. В рамках торгового финансирования могут осуществляться платежи не только по импортным сделкам, но и по экспортным операциям, в том числе с помощью факторинга.
- А какую роль в этой схеме играют МФК и ЕБРР?
- Гарантии международных финансовых организаций решают проблему недоверия, возникшего между банками в результате финансового кризиса.
Сейчас многие европейские банки ужесточили свои требования к условиям подтверждения документарных аккредитивов и постфинансированию. Они часто не готовы принимать напрямую риски белорусских банков или намного уменьшили лимиты и сроки такого финансирования на Беларусь.
Кроме того, большинство иностранных банков сейчас работает исключительно с собственными клиентами. Они готовы принимать риски, но только в том случае, когда сделка касается клиента, который обслуживается у них в банке.
Все это значительно сужает наши возможности по осуществлению торгового финансирования. Гарантии МФК и ЕБРР снимают все проблемы. Эти финансовые институты предоставляют зарубежным банкам, которые сотрудничают с ними в программах финансирования торговли (а это довольно обширные списки, включающие крупнейшие банки по всему миру), гарантии полного и своевременного исполнения обязательств по аккредитивам, выставленным Белгазпромбанком.
Благодаря таким гарантиям международных финансовых организаций наши возможности осуществлять документарные расчеты и торговое финансирование операций клиентов расширяются практически безгранично по всему миру.
- Но насколько интересует такая услуга белорусские предприятия?
- Исторически так сложилась, что Беларусь раньше не очень активно использовала документарные инструменты в расчетах. Партнеры наших предприятий в экономически развитых странах привыкли получать предоплату из Беларуси. При покупке сложного технологического оборудования авансовый платеж необходим для начала его изготовления.
В период экономического роста подобные расчеты были приемлемы для белорусских компаний: клиенты шли по самому простому пути: они приходили в банк, брали кредит, платили и получали товар.
Кризис изменил ситуацию и заставил многих клиентов пересмотреть свои взгляды на эффективность бизнеса. Раньше они считали, что эффективный бизнес должен быть выстроен на производстве, оборачиваемости платежей и т. д. А такой элемент, как предконтрактная работа с поставщиками, в расчет не принимался. Уговорить партнера по бизнесу включить в условия контракта форму расчета аккредитивом казалось им более сложным делом по сравнению с оплатой банку дополнительных процентов по кредиту.
Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Теперь многие клиенты начинают понимать, что можно провести предконтрактную работу с поставщиком товара и уговорить его на расчет аккредитивом и за счет этого сэкономить, получив льготные ставки по используемым банковским ресурсам.
Сейчас средние ставки по кредитам в белорусских банках находятся на уровне 15% годовых, а плата за ресурсы, привлекаемые с помощью аккредитивов, значительно ниже.
- Экономия средств должна, по-видимому, вызывать очень большой интерес. И что, в банк уже стоит очередь из предприятий, желающих перейти на расчеты аккредитивами?
- Объемы торгового финансирования быстро растут. В прошлом году портфель такого финансирования Белгазпромбанка достиг порядка 30 млн. USD. Но очередей нет. Широкому внедрению внешнеторгового финансирования препятствует все еще довольно низкий уровень экономической грамотности клиентов.
Многие руководители предприятий боятся работы с новыми, не использовавшимися ранее инструментами, что, в принципе, вполне объяснимо. Если компания небольшая, то решением всех вопросов в ней часто занимается непосредственно ее глава, у которого просто нет времени разбираться в тонкостях финансовых технологий. Некоторые, даже не начиная переговоров со своими иностранными партнерами, боятся, что те не примут условие оплаты контракта документарным аккредитивом. Опыт же показывает, что документарная форма расчетов, известная и популярная во всем мире, принимается партнерами наших клиентов без проблем и проволочек.
В принципе, здесь нет ничего сложного, но многих клиентов необходимость решения этих проблем ставит в тупик.
Наша задача осложняется тем, что мы обслуживаем малый и средний бизнес, с представителями которого часто надо проделывать просто колоссальную работу, чтобы убедить их в том, что те товары, которые они покупают, используя кредиты, могут быть оплачены аккредитивами с использованием постфинансирования.
Сотрудники банка проводят большую работу, направленную на популяризацию документарных аккредитивов и торгового финансирования, а также повышение уровня информированности и финансовой грамотности клиентов банка в данной области.
Помощь в достижении данных целей окажет банку и ЕБРР: в рамках оказания технической помощи ЕБРР заключил договор с независимым консультантом на оказание белорусским банкам - участникам программы ЕБРР консультационных услуг в области торгового финансирования. Предоставление таких консультационных услуг имеет огромное значение для совершенствования недостаточно развитых операций по торговому финансированию и, мы надеемся, поможет нам обеспечить продвижение более сложных банковских продуктов на финансовом рынке республики.
- Ну что же, выгода использования документарных механизмов торгового финансирования для предприятий и банка очевидна. А зачем это нужно МФК и ЕБРР?
- По большому счету, выделение лимитов на белорусские банки международными организациями в рамках их программ финансирования торговли можно считать их вторым приходом в Беларусь. Первый был осуществлен, когда они открыли рынок для западных банков в нашей стране, начав сотрудничать с белорусскими банками по предоставлению средств на поддержку малого и среднего бизнеса. Миссия МВФ и ЕБРР - приходить первыми и показывать, что там, куда они пришли, можно работать.
Во время кризиса эта миссия приобрела особую актуальность. Сейчас у западных банков избыток ликвидности и в них идет внутренняя борьба между необходимостью зарабатывать доход, оплачивать работу персонала, поддерживать бизнес и опасениями потерять вложенные деньги, проводя рискованные операции.
В таких условиях действия ЕБРР и МФК показывают банкам, где можно работать. Международные финансовые организации не просто открывают кому-то кредитные линии, они перед этим изучают состояние потенциальных партнеров и сотрудничают только с теми, кто, без сомнения, в состоянии продолжать работу даже в период кризиса.
Поэтому сотрудничество с ЕБРР и МФК имеет особое значение для нашего банка. Пожалуй, именно участие Белгазпромбанка в программах международных организаций, а также повышение его рейтинга агентством Fitch, произошедшее в апреле текущего года, позволяют нам сохранять и прямые линии ведущих западноевропейских банков.