Лукашенко предсказал судьбу единой валюты. Что нового мы узнали?

2021-12-02 16:46:17
"Константин Октябрев, "Белорусы и рынок""

Экономический вес Беларуси и России не позволит создать единый эмиссионный центр «как в Евросоюзе». Какой представляет Лукашенко единую валюту и что может заставить его пойти на ее введение? Об этом газета «Белорусы и рынок» спросила экспертов.

В роли общей валюты должен выступать не российский рубль, не белорусский рубль, а «третья там валюта». «Но поскольку у нас рубль, у вас рубль, зачем нам выдумывать и называть ее талер или еще что-то. Да, это будет рубль», — заявил Лукашенко.

«Второй вопрос — эмиссионный центр», — отметил он. Эмиссионный центр должен быть как в Евросоюзе — независимым, а не российским. «Это более высокий уровень интеграции, к которому мы не подошли. Подойдем — будем решать», — добавил он.

Так в интервью Дмитрию Киселеву Александр Лукашенко высказал свое представление о единой валюте и едином эмиссионном центре.

«Лично Лукашенко единая валюта ничего не дает»

Старший аналитик Альпари Евразия Вадим Иосуб отмечает, что заявление Лукашенко не свидетельствует о его стремлении вводить единую валюту.

— Заявление Лукашенко подчеркивает противоречия между Беларусью и Россией по единой валюте. Лукашенко акцентирует внимание на том, что это должна быть единая валюта, может даже называться рублем, но явно речь идет не о российском рубле. Подчеркивается, что должен быть отдельный эмиссионный центр общей валюты на паритетных началах.

Лукашенко приводит интересную ссылку – как в Евросоюзе. Но «как в Евросоюзе» быть не может. Самая крупная экономика ЕС – это Германия, которая составляет примерно одну пятую от экономики Евросоюза. В ЕС процесс организован достаточно децентрализованно, там был смысл опираться не на марку, а вводить новую валюту, потому что немецкая экономика не настолько доминировала в ЕС.

Если брать экономику Союзного государства, то вклад ВВП России примерно 97%, а Беларуси – 3%. С точки зрения России нет никакой необходимости в новой валюте, никакой необходимости в отдельном эмиссионном центре, в отдельном центробанке. С этим вполне может справиться российский рубль и Центробанк РФ. Вводить новую валюту и создавать новый эмиссионный центр при таком соотношении экономик нет смысла, — сказал аналитик.

— Получается, Лукашенко предлагает такую схему: Центробанк РФ и Нацбанк РБ остаются, они печатают национальные деньги, и одновременно создается еще один, третий, эмиссионный центр, который будет печатать единую валюту?

— Лукашенко даже не предлагает, просто на таких условиях он бы согласился на единую валюту. Не думаю, что он прямо настаивает на движении в эту сторону, его вполне устраивает текущая ситуация: два центробанка, две валюты, желательно, чтобы это подкреплялось дополнительными вливаниями со стороны России. Лично ему единая валюта, общий центробанк даже на озвученных им условиях ничего не дает. Если уж на эту тему говорить, то в таких рамках. А можно и не говорить…

— Какие обстоятельства могут вынудить Лукашенко пойти на введение единой валюты?

— Безусловно, есть такое обстоятельство – это деньги. Нынешнее заявление Лукашенко – демонстрация того, что согласиться можно на все, что угодно. Как он подметил, «у этих процессов нет никаких пределов». При определенном давлении можно согласиться на все, что угодно: на единую валюту, войти в состав России семью областями или федеральным округов – нет ни гарантий, ни пределов.

Когда появится единая валюта?

Бывший глава Нацбанка Беларуси Станислав Богданкевич отбивался от «единой валюты» еще в середине 90-ых годов.

— Лукашенко готов на единую валюту, готов на один эмиссионный центр, в котором доля России будет 90%, а Беларуси – 10%, и при этом будет считать, что Беларусь сохраняет суверенитет, — отмечает экс-глава Нацбанка. – Ясно, что эмиссионный центр будет называться «независимым». Но когда этот центр создают два государства, одно из которых подавляет в экономическом плане другое, о какой независимости можно говорить? В Европе более десятка сильных стран, которые уравновешивают друг друга (Франция, Германия, Бельгия, Испания) – государства более-менее равноценные по удельному весу.

— Но нужен ли Лукашенко такой эмиссионный центр, где Россия играет первую и единственную скрипку?

— Еще вчера был не нужен, когда он чувствовал относительную независимость. А сегодня он уже понимает: чтобы сохранить власть, он должен поддакивать России.

— Лукашенко не дал ответа на один вопрос: когда появится единая валюта?

— Думаю, он и сам не знает.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!