Нынешние выборы в Европарламент стали самым массовым транснациональным волеизъявлением в истории (правом голоса обладают 375 млн. человек) и вторыми в целом по масштабу выборами в мире после индийских. Правда, впечатление от значимости события было испорчено рекордно низкой явкой, составившей чуть более 43%. Это самый низкий результат с 1979 г., когда впервые были проведены прямые выборы в высший законодательный орган ЕС, функционирующий с 1957 г.
Эксперты выдвигают две основные версии невысокого интереса избирателей к выборам в Европарламент. По мнению одних, низкая явка - это традиционное явление общеевропейских выборов, она всегда уступает явке на выборах в национальные парламенты. Избиратель почти не верит в то, что выборы в Европарламент способны повлиять на обстановку в их странах, электорат понимает, что у национальных парламентов больше полномочий. Другие объясняют низкую явку "экономической занятостью населения", которое сосредоточено на решении своих финансовых трудностей.
Прошедшие выборы в Европарламент стали триумфом правящих правых партий и провалом правящих левых. Несмотря на продолжающийся экономический кризис, избиратели сочли более социально ориентированные и даже популистские лозунги левых менее убедительными. В итоге в Германии, Франции и Италии правоцентристские партии Ангелы Меркель, Николя Саркози и Сильвио Берлускони торжествовали, тогда как британские лейбористы Гордона Брауна и испанские социалисты Хосе Луиса Родригеса Сапатеро провалились.
Невероятный успех правых партий означает, что расклад сил в новом Европарламенте не претерпит особых изменений. Национальные партии, отправляя своих представителей в Брюссель, традиционно объединяются в единые общеевропейские суперпартии: альянс правых, к примеру, называется Европейская народная партия. Она прежде являлась самой крупной фракцией в Европарламенте - теперь число ее депутатов хотя и не возрастет из-за сокращения мест в нынешнем Европарламенте по сравнению с предыдущим, но их голос будет не менее весом, даже несмотря на то, что от фракции решили отколоться британские консерваторы.
Это является очень хорошей новостью для Жозе Мануэля Баррозу, нынешнего председателя Еврокомиссии, входящего в Европейскую народную партию. По мнению наблюдателей, уверенные результаты правых сил позволят Баррозу, который уже согласился выдвинуть свою кандидатуру на второй срок в качестве главы исполнительной власти ЕС, сохранить свой пост.
Еще одним признаком "поправения" Европарламента является неожиданный успех ультраправых и националистических партий. В Нидерландах, к примеру, сенсационного успеха на выборах добилась Партия свобод Гирта Уилдерса, прославившегося жесткой антиисламской платформой. Не имевшие в прежнем составе Европарламента ни одного места, голландские ультраправые получили 17% голосов, или 4 мандата из 25, отведенных стране, уступив лишь правящим христианским демократам.
Удвоила свой прежний результат итальянская Лига Севера, получившая восемь мест в Европарламенте вместо четырех; серьезно увеличили число своих мандатов Партия свободы из Австрии, венгерская партия Jobbik, известная антицыганскими лозунгами, датская антииммигрантская Народная партия. Впервые прошли в Европарламент такие ультраправые группы, как финская Perussuomalaiset ("Истинные финны"), Партия великой Румынии и, наконец, Британская национальная партия.
Подобная тенденция явно свидетельствует о скором замедлении процесса европейской интеграции. Хотя ультраправые не будут иметь большинства и даже не факт, что смогут сформировать самостоятельную фракцию, крупным фракциям все же к их голосу придется прислушиваться.
Еще одним очевидным итогом голосования стал проигрыш социалистов - французской Partie Socialiste, немецких социал-демократов и, конечно же, британских лейбористов.
О поражении партии Гордона Брауна говорили заранее - после скандала по поводу необоснованных трат членов парламента репутация британской партии власти и лично премьер-министра упала до исторического минимума, вследствие чего лейбористы потерпели крах на местных выборах. В Европарламенте они потеряли пять мест и, что еще хуже, пропустили вперед себя не только подопечных Дэвида Кэмерона, но и Партию за независимость Соединенного Королевства - евроскептиков, ратующих за выход государства из Евросоюза.
Новый состав Европарламента приступит к работе в июле. И первой его задачей станет одобрение кандидатуры нового председателя Еврокомиссии и ее состава. Ожидается, что лидеры ЕС согласуют кандидатуру председателя Еврокомиссии и ее руководящий состав на саммите ЕС, который пройдет 18-19 июня в Брюсселе.