Лидсельмашевские тезисы: "У нас кризиса нет"

2009-02-16 16:19:25
"Павлюк БЫКОВСКИЙ"

Такой вывод можно сделать из выступления Александра Лукашенко перед журналистами 10 февраля после посещения ОАО "Лидсельмаш".

"У нас кризиса нет. Как когда-то я сказал. Я не запрещаю этот кризис. Я требую, чтобы у нас не было никакого кризиса", - сказал А. Лукашенко, отвечая на вопрос об оценке работы правительства "в новых условиях".

По словам главы государства, пока преждевременно делать окончательные выводы в оценках работы Совмина, так как "мы январь-февраль отработали нетипично. Январь - половину месяца не работали, потому что вокруг никто не работал, февраль - тоже". Вместе с тем президент объявил о наличии неких положительных симптомов, но даже не намекнул, о чем идет речь, сказав лишь: "Я на них пока еще не обращаю внимания". После этого А. Лукашенко вернулся к ответу на вопрос о работе правительства: "Забегаю вперед, оценка будет дана по итогам I квартала".

За проблемы с интеграцией отвечает Россия.

Встречу с журналистами президент использовал для комментирования итогов Высшего госсовета Союзного государства, опровержением слухов по введению российского рубля и очередной девальвации белорусского рубля, разъяснением ситуацией с новым российским кредитом, созданием Единой региональной системы ПВО Беларуси и России, службой белорусов в "горячих точках" и ролью оппозиции в Общественном консультативном совете при Администрации президента (см. "БР" № 6/2009).

Отвечая на вопрос об оценке итогов ВГС, президент Беларуси признался, что "есть проблемы", и подробно рассказал, что Россия блокирует поставки белорусской продукции на российские рынки. Из телеотчета неясно, говорит ли А. Лукашенко, что ему удалось решить эту проблему, или что российские коллеги лишь приняли к сведению его позицию.

12 февраля в ходе встречи с губернатором Калининградской области Георгием Боосом белорусский лидер опять вернулся к этому вопросу, благо накануне глава Минсельхоза РФ Алексей Гордеев проблему усугубил. Как передает РИА "Новости", 11 февраля А. Гордеев на совещании по вопросам развития молочного животноводства предложил дать поручение Минэкономразвития и Минсельхозу "синхронизировать сельхозполитику (с Беларусью), а пока прекратить давать туда кредиты".

Представители ряда российских регионов пожаловались на то, что белорусские производители молочной продукции получают значительные госдотации, а в России лишь в единичных регионах субсидируется производство молока. А. Гордеев сказал, что "Лукашенко больше любит свое сельское хозяйство" и Россия не должна страдать от этого.

Ответ главе Минсельхоза РФ А. Лукашенко озвучил калининградскому губернатору: "Не знаю, так ли это, но якобы министр сельского хозяйства России заявил, что кредиты пока давать не надо Беларуси, пока мы не синхронизируем аграрную политику с Россией.... Если это общий подход, то мы обойдемся без кредита".

Между тем на ОАО "Лидсельмаш" А. Лукашенко объяснял, что России, дескать, выгодно дать Беларуси очередной кредит, так как "поддерживая нас, Россия поддерживает таким образом себя".

При этом белорусский президент, с одной стороны, опровергал утверждения, что провел некие тайные переговоры в Москве и что пошел на некие политические уступки, а с другой - констатировал, что "уже нет сегодня таких людей, какие вам за просто так, за спасибо, чего-то дадут".

И тут А. Лукашенко самостоятельно вышел на тему создания Единой региональной системы ПВО. "Если вы получаете из Сибири природный газ или, допустим, из Подмосковья, по цене ниже, чем другие, так, пожалуйста, внесите свой вклад. Какой вклад? Ну хотя бы системой ПВО прикрывайте эту территорию, которая вам поставляет этот газ и тот народ, который вам качает", - объяснил президент.

По его словам, и до подписания соглашения по ПВО Беларусь всю информацию передавала России. Что же изменится после подписания соглашения?

Рассказав о ПВО, А. Лукашенко вернулся к кредиту. Президент сообщил, что российские кредиты менее выгодные, чем тот, который дает МВФ (ставка LIBOR +3% против LIBOR +0,75%). "Если грохнет Беларусь, для России это будет неизмеримо большая потеря, чем 2 млрд. USD, что они нам дали для того, чтобы поддержать, потому что это часть экономики России", - объяснил белорусский лидер основную выгоду россиян в поддержке белорусской экономики.
  
"Наш рубль был, есть и пока будет".

Таким образом А. Лукашенко опроверг сообщения, что вновь возник проект о замене белорусского рубля российским.

Напомним, помощник президента РФ Сергей Приходько дал интервью ИТАР-ТАСС, в котором сообщил, что наши страны "разработали план совместных действий по введению единой валюты - рубля. План рассчитан на один год". Белорусское внешнеполитическое ведомство оперативно опровергло это сообщение. Теперь ситуацию объяснил глава государства.

"Мы попросили, чтобы, коль россияне хотят сделать свой рубль региональной валютой, мы им говорим: момент хороший, мы к этому готовы, давайте это отработаем на наших двусторонних отношениях, - начал рассказ президент. - Давайте мы с вами хотя бы не будем рассчитываться долларами, а будем рассчитываться российским рублем. Это ж вам выгодно? Выгодно. Но у нас сегодня не хватает российских рублей, массы российских рублей, чтобы полностью оплатить товарооборот".

Таким образом, речь шла именно о региональной валюте. По статистике, доля российских рублей в расчетах по торговым операциям между Беларусью и Россией составляет 56% (при этом платежи в рублях со стороны российских предприятий за импорт белорусской продукции составляют 88,7%, белорусских предприятий за российский импорт - 44,2%).

"Дайте нам кредит, одолжите нам эти деньги, мы вам вернем, потом, - продолжил мысль А. Лукашенко. - Чтобы мы с сегодняшнего дня платили вам за энергоресурсы, за металлы и прочее - в российских рублях, а не в этих долларах. Нам это выгодно, потому что нам не надо где-то зарабатывать доллары и везти. Им это выгодно, потому что российский рубль будет все большее пространство завоевывать. Выгодно? Выгодно".

После ВГС было объявлено, что решение о выделении Россией нового кредита Беларуси в размере 100 млрд. RUB будет принято "в течение двух недель". Таким образом, срок завершается, но после заочной полемики А. Гордеева и А. Лукашенко непонятно, к какому решению склоняется кредитор, да и потенциальный заемщик говорит, что может без этих денег обойтись.

Но вернемся к лидсельмашевским тезисам. От опровержения утверждений о секретной сдаче части белорусского суверенитета за российскую экономическую поддержку президент неоднократно срывался на критику "отмороженных оппозиционеров". В конечном итоге дошло до объяснения, почему их "из подворотни" пригласили в консультативный совет при Администрации президента.

Напомним, 6 февраля без приглашения журналистов прошло первое заседание этого совета, на котором "советники" определились с регламентом и темой следующего собрания, которое должно пройти в марте.

На ОАО "Лидсельмаш" А. Лукашенко раскритиковал итоги этого первого заседания: "Что великого вам оппозиция, нового сказала? Для меня - ничего". При этом глава государства пообещал внять дельным советам, но "если кто-то думает, что это трибуна будет, как парламентская, там можно будет гвалтом кричать и проталкивать свои какие-то грязные идеи, - этого не будет".

Телеотчет о выступлении президента в Лиде завершился двумя опровержениями. А. Лукашенко отмел подозрения, что после создания Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ СНГ белорусы будут служить в "горячих точках": "Я не первый год и не 10 лет президентом, и меня все время в этом упрекали. Хоть один ваш ребенок поехал или ваш близкий, родной человек в "горячую точку"? Ни один. Только надо понимать, что если вы хотите, чтобы где-то вам кто-то пошел навстречу, что-то подешевле сделал, - имейте в виду: и вам надо делать шаги навстречу". После такого опровержения сразу возникает вопрос: так будут или нет белорусы служить в "горячих точках"?

Аналогично и с опровержением слухов о девальвации белорусского рубля. "Никакого обвала и никакой девальвации, такой, разовой, у нас быть не может, у нас нет к этому условий", - заявил А. Лукашенко. Президент признал, что "мы где-то процентов 15-17 использовали золотовалютных резервов в тяжелейший период, чтобы не упасть, не свалиться. Потом их восстановили плюс 1 млрд. USD - кредит, который мы получим от России. Какой смысл, зачем нам сегодня обваливать национальную валюту?"

Нет бы поставить точку, но президент сообщил, что кто-то от него требует еще одной разовой девальвации белорусского рубля: "Да, они правы, что Россия свою девальвирует национальную валюту гораздо быстрее, чем все в округе, в том числе и мы. И мы, конечно, тут несем потери. Но мы их компенсируем за счет других факторов. Вот, смотрите, и зима сегодня хорошая, меньше надо природного газа. Мы почти наполовину меньше купили природного газа, чем в прошлом году в связи с замещением его, и так далее. То есть есть резервы и мы их найдем".

В общем, если Гидрометеоцентр пообещает теплую погоду, то и оснований для девальвации не будет. Вот такие лидсельмашевские тезисы.
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!