Выбор этот небогат. Выбирать будут из двух российских проектов, сообщил Вячеслав Кувшинов, генеральный директор Объединенного института энергетических и ядерных исследований "Сосны" НАН Беларуси, который в нашей стране является головным учреждением по научному сопровождению проекта по строительству АЭС.
Как рассказал В. Кувшинов, с целью выбора оптимального проекта будущей АЭС белорусские специалисты изучали все существующие в мире типы реакторов, вели переговоры с ведущими производителями, однако "выбор остановлен на российских проектах".
Идеальное совпадение.
Было бы странным, если бы остановили выбор на чем-то другом. Белорусские ученые не только постоянно иллюстрировали свои выступления, связанные с будущей белорусской АЭС, картинками именно российского реактора ВВЭР-1000, но и, рассказывая о выборе типа реактора для Беларуси, который, по их словам, должен быть водо-водяного типа мощностью 1.000 МВт, третьего поколения, эволюционным и обязательно референтным, по сути, таким образом цитировали рекламные проспекты российского ЗАО "Атомстройэкспорт".
Отметим особо, что никаких других реакторов на сегодняшний день для строительства за рубежом компания и не предлагает.
Вместе с тем набор предложенных учеными критериев однозначно исключал все остальные существующие в мире типы реакторов, потому что референтные блоки ВВЭР мощностью 1.000 МВт третьего поколения есть только у России. Справка "БР" "Питерский проект" - АЭС-91. Реализован в Китае на Тяньваньской АЭС. "Московский проект" - АЭС-92. Реализуется в Индии на АЭС "Куданкулам". Этот же проект выбран в результате проведения тендера на строительство АЭС "Белене" в Болгарии. В настоящее время ускоренными темпами разрабатывается проект российского реактора нового поколения "3+" или АЭС-2006 (тоже "питерский"), который планируется к реализации при строительстве АЭС в Калининградской области. У французской "Арева" проект реактора мощностью 1.600 МВт, чего нам, если строить два блока, очевидно, много (и от российских атомщиков, и от белорусских энергетиков не раз приходилось слышать мнение о том, что для нашей энергосистемы и два блока по 1.000 МВт многовато).
У американских реакторов мощность тоже 1.000 МВт, но, как сказал В. Кувшинов, у них есть "особенности технологии". Действительно, есть особенности, которые могут создать проблемы при транспортировке, однако, как известно, проблемы возникли прежде всего политические. Для подписания контракта с американской компанией требуется заключение соглашения о сотрудничестве в области мирного атома, которое необходимо согласовывать с конгрессом, и это может растянуться на годы.
Соглашение о сотрудничестве в сфере мирного атома - это рамочный, но обязательный документ, который подписывается между государствами, если одна страна строит и поставляет ядерные материалы и технологии в другую страну.
И уже в марте текущего года Беларусь собирается подписать соответствующее соглашение с Россией. Об этом было заявлено во время неожиданного и довольно скромного визита (не было ни встреч с президентом, ни выходов к прессе) главы "Росатома" Сергея Кириенко, который состоялся в январе.
Интересно, что Россия будет не единственной и даже не первой страной, с которой Беларусь заключит подобное соглашение. Первым оказался Китай. Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области использования мирной атомной энергии с Китаем было подписано 16 декабря 2008 года.
Причем Китай еще осенью прошлого года называли в качестве потенциального генподрядчика. В конце октября состоялась встреча Александра Лукашенко с руководством Гуандунской ядерно-энергетической корпорации. "Скажу прямо и откровенно: мы честно проведем этот тендер. И если ваша корпорация предложит лучшие условия по качеству и безопасности по всем мировым стандартам, значит, строить будете вы. Если лучшее предложение предоставит другая компания, значит, строить будет она", - сказал он.
Но уже через несколько месяцев без всякого честного тендера на встрече с Сергеем Кириенко первый вице-премьер В. Семашко сообщил, что правительство Беларуси готово заключить контракт "под ключ" с ЗАО "Атомстройэкспорт".
К чему были все эти "хороводы"если, как оказалось, выводы белорусских ученых идеально совпадали с реальными возможностями только одной страны?
Себя показать, на других посмотреть.
Теперь ученым предстоит такой же "мучительный" выбор из двух российских проектов.
Как рассказал В. Кувшинов, среди российских производителей "есть два основных - санкт-петербургский и московский" (речь идет о двух проектных институтах). "Сейчас необходимо взвесить все возможности и выбрать наилучший вариант. Оба эти реактора одного поколения, их характеристики примерно равны. В целом выбирать приходится по огромному количеству параметров, и это не так просто", - сказал директор института "Сосны".
Разобраться в огромном количестве параметров, вероятно, помогут масштабная выставка и конференция "Атомэкспо-Беларусь-2009", которая должна пройти в Минске 10-13 марта.
Впрочем, современные российские технологии будущие белорусские потребители продукции мирного атома, как, впрочем, и ученые, занимающиеся научным сопровождением, могли изучить еще год назад, когда российские атомщики приезжали в Минск с аналогичной выставкой. Тогда, хотя выставка называлась международной, кроме российских компаний практически никого на выставке представлено не было.
На этот раз планируется, что в выставке и конференции примут участие 60 предприятий из 6 стран. Правда, из перечисленных в пресс-релизе удалось насчитать всего четыре страны - помимо Беларуси и России, будут представлены также Украина и Китай. Но интересно, что будут стенды белорусских предприятий и организаций.
Участие отечественных предприятий в строительстве АЭС - одно из ключевых требований белорусской стороны и одна из основных забот "научного сопровождения" проекта. Как сообщил заведующий лабораторией оборудования ядерных энергетических установок ОИЭЯИ "Сосны" Иван Куликов, по оценкам, при строительстве белорусской АЭС может быть задействовано около 70 белорусских промышленных предприятий. В настоящее время специалисты института определили список таких предприятий и той продукции, которую они могли бы производить для строительства АЭС.
Как подчеркнул И. Куликов, белорусские предприятия находятся в разной степени готовности к такому производству - кто-то уже производит необходимые элементы, другие могут освоить выпуск того или иного оборудования для АЭС. Предполагается, что белорусские предприятия смогут поставлять для будущей станции насосы, теплообменники, трубопроводы, стройматериалы и другие изделия.
Однако выбирать предприятия будут не столько белорусские ученые, сколько генеральный подрядчик, а им уже без всяких оговорок в Беларуси называют российское ЗАО "Атомстройэкспорт".
Поучительный пример.
Можно ожидать, что представители ЗАО приедут на выставку в Минск в приподнятом настроении. Компания наконец-то завершила строительство АЭС в Бушере (Иран). Между тем этот многострадальный проект может стать очень поучительным для Беларуси.
Бушерскую АЭС начали строить еще в 1975 году германские компании, но отказались от контракта после революции в Иране и введенного США эмбарго на поставки высоких технологий Ирану. В январе 1995 года тогда еще компания "Зарубежатомэнергострой" (Россия) подписала контракт на завершение строительства первого блока станции с поставкой реактора типа ВВЭР-1000, ядерного топлива и подготовкой иранских специалистов.
В феврале 1998 года Россия и Иран договорились, что РФ завершит строительство станции "под ключ" летом 1999 года. Однако сроки сдачи в эксплуатацию АЭС "Бушер" постоянно отодвигались.
Причин было несколько. Во-первых, адаптация российского реактора к отчасти реализованному ранее германскому проекту оказалась куда более сложной технической задачей, чем это казалось ранее. По сути, многое пришлось делать заново.
Во-вторых, иранская ядерная программа, как известно, на протяжении последних лет постоянно являлась объектом геополитических разборок, что не могло не отразиться на сроках строительства, поставки оборудования и уж тем более - ядерного топлива (по некоторым данным, топливо на первую загрузку реактора до сих пор в полном объеме на станцию не поставлено).
Третья причина, которую называют обычно в качестве основной, - это сбои финансирования проекта.
Но сегодня об этом стороны предпочитают не вспоминать. "Сооружение АЭС в Бушере - пример идеального сотрудничества, исключающего любые сомнения и опасения. Все проверяемо и абсолютно контролируемо", - заявил С. Кириенко 25 февраля в ходе пресс-конференции на площадке АЭС "Бушер" во время тестового пуска реактора, который был произведен без загрузки ядерного топлива.
Свой приезд в Бушер представительная российская делегация использовала для продавливания договора о 10-летней поставке ядерного топлива на станцию и соглашения о создании СП, которое будет заниматься эксплуатацией АЭС.
Но уже через несколько дней влиятельный иранский политик Хашеми-Рафсанджани заявил во время традиционной пятничной молитвы в Тегеране: "Враги Ирана должны знать, что такие наши достижения, как запуск космического спутника и обогащение урана, доказывают, что Иран способен своими силами ввести в эксплуатацию АЭС "Бушер", если русские не сделают этого".
Такой вот пример "идеального сотрудничества", чем-то неуловимо напоминающий братские белорусско-российские взаимоотношения, станет фоном для ближайших переговоров по строительству белорусской АЭС, в которых, очевидно, финансовый и политический аспекты также будут одними из наиболее важных и, скорее всего, взаимосвязанных.