Белорусская квадратура европейского круга

2009-05-11 13:25:20
"Александр ГРИЦАНОВ"
Проект "Восточное партнерство", куда Европейский Союз включил и Беларусь, демонстрирует, что охочих до подобных затей до сих пор в избытке даже в сфере международной дипломатии.

Интересы расширяющегося круга.

Разнообразных объяснений тех причин, по которым ЕС инициировал процесс постепенного втягивания в зону своего влияния шести постсоветских государств (Украины, Беларуси, Молдовы, Грузии, Армении и Азербайджана), предложено вполне достаточно. Практически все аналитики и эксперты сходятся в одном: экспансия за собственные пределы - неотъемлемый атрибут любой сложной системы, не находящейся в состоянии деградации.

То, что не особо активно осуществляют США (ввиду наличия у Белого дома массы иных задач - Афганистан, Иран и Ирак, Латинская Америка, да и Северная Корея), требует внимания от союзных Штатам государственных блоков. Запад как таковой обязан расширяться хотя бы в преддверии нового этапа глобальной конкуренции с качественно иной, чем он сам, цивилизацией - конфуцианским Китаем.

Применительно к Беларуси ситуация намного более сложна и одновременно многообещающа. Если контроль над Кавказом позволит Брюсселю (и, разумеется, Вашингтону) еще больше сузить сферу геополитического влияния России, то доминирование на территории складывающегося минского удельного султаната интересно не только и не столько этим.

Дело в том, что передел собственности, к примеру, в Украине идет довольно давно и никак не может закончиться. Но он осуществляется при полной легитимности (внутренней и внешней) всех без исключения ветвей власти. Радикальные подвижки в (пере)распределении государственной собственности возможны там только при тотальной победе одной из трех главных политических группировок (Януковича, Тимошенко или Ющенко). Поскольку это вряд ли возможно (хотя, вероятнее всего, три центра силы скоро сменятся двумя), постольку некие фантастически быстрые обогащения вряд ли ожидаемы.

В Беларуси же "фамильное серебро" экономики принадлежит государству, а значит, официально - никому. Иные же впечатляющие активы (особенно земельные) на полулегальных (ввиду туманности законодательства) основаниях переданы для "кормления" особо приближенным частным лицам.

Но при этом все отечественные ветви власти легитимны исключительно "по факту", то есть как силы, реально контролирующие ситуацию в стране. Поэтому любая сделка (за исключением мелочей типа купли-продажи не слишком престижных квартир) может быть реально оспорена в любом суде (местном и особенно - в европейском).

Материальные перспективы тотальной зачистки пространства между Брестом и Смоленском от собственников, предпочитавших с 1994 года недобросовестную конкуренцию, - самые впечатляющие.

Местной власти жизненно необходимо хотя бы частичное признание, а европейские структуры (и бизнес, стоящий за ними) готовы поторговаться о соответствующих условиях и, возможно, об "откатах". Время пришло.

Пластичный квадрат.

Белорусское общество сегодня напоминает черные и красные квадраты Казимира Малевича, бывшие в реальности разнообразными прямоугольниками: оно потенциально пластично и в состоянии принять любую форму.

За счет российских экономических преференций и непосредственных финансовых вливаний местный социум удалось удержать от кардинального общественного расслоения, выступающего нормой любых переходных капиталистических трансформаций "социалистической казармы".

Качественные выпускники лучших столичных вузов приравнены в статусе к студентам, окончившим свежеиспеченные провинциальные "университеты" (в основном представляющие собой мутировавшие ПТУ), а оклады сержантов милиции не уступают зарплате академических специалистов высшей квалификации.

Нет заслуженной известности у действительно состоятельных людей, а это чревато "эффектом Снегиря". Нет крупной собственности, которую нельзя было бы перераспределить в любой неудобный для ее хозяина момент.

Жизненно необходимое и фундаментальное основание любого гражданского общества - сложная совокупность непохожих, зачастую с прямо противоположными политическими и экономическими интересами, больших и не очень групп активных людей - здесь отсутствует.

Публичная политика замещена подковерной борьбой привластных кланов, лишь в особых случаях предъявляющих на телеэкранах скальп поверженного врага.

Эта конструкция убедительно стабильна. Но она принципиально неконкурентоспособна. Раньше этого от нее и не требовалось. Мы на самом деле выступали страной "непуганых стихийным капитализмом идиотов".

Пришла иная эпоха. Причем она свалилась нам на голову как нежданная каменная лавина вместе с мировым кризисом.

Грамотные управленцы сами выставляют соответствующие стрелки на исторических часах. У нас этого сделано не было.

Гражданское общество в Беларуси сформируется в самые ближайшие годы, но произойдет это в режиме образования стай гиен и шакалов в период тотальной засухи. Для введения режима внешнего управления необходимо распространение практик выбраковки одних аборигенных социальных групп за счет усилий других, имеющих качественно иные интересы в процессах личного выживания.

До недавнего времени в РБ единственным субъектом управленческих решений (при всей условности этого термина применительно к принятым здесь доморощенным технологиям руководства, восходящим к формату все более интенсивного понукания все более заезженной лошади) был институт президентства. Сегодня же, когда единственным выходом из кризиса Лукашенко видит работу "если надо, круглыми сутками", является абсолютно неизбежным появление иной субъектности - выживание нации невозможно в прежнем режиме ручного управления из одного-единственного пульта.

Проблемы на восточной стороне.

Российское руководство по доброй советской привычке всегда изображать хорошую мину при плохой игре в принципе не готово признать крушение своей real politik образца XIX века, сводящейся к окружению себя по периметру прикормленными вассалами. Социалистический лагерь Восточной Европы в конце 1980-х годов немедленно взбунтовался, как только иссяк источник дешевых кремлевских ресурсов. (В период усмирения "Солидарности" несколькими годами ранее СССР еще сумел предоставить Польше не одну сотню миллионов долларов "безвозмездного кредита".)

Сегодня налицо нарастающее напряжение в российской экономике, четко обозначившееся через разорение недавних олигархов и поглощение их активов более удачливыми собратьями, через предложение совершенно безбашенных программ в экономике.

Чего стоит хотя бы просто фантастическая история, поведанная авторитетной радиостанцией "Эхо Москвы", о внедряемом в РФ проекте обязательного страхования ответственности производителей продовольствия от ущерба, причиненного потребителю. Так, в Москве в течение 2008 года было застраховано порядка 33 тыс. предприятий, около 20 млрд. RUB было собрано страховщиками, выплачено же примерно 11 млн. (!) RUB.

Фантастическая прибыль для периода, когда в России потребление продовольствия и без того сокращается на 5-10%! А тамошнее сельское хозяйство и без того не слишком успешно. Действительно: спасайся, кто может.

Надо понять: не Старый Свет в компании с Новым переманивает лимитрофные государства российского западного и юго-западного секторов. Москва обречена отталкивать от себя вчерашних союзников, будучи во все возрастающей степени озабочена вопросом уже собственной территориальной целостности.

Тем более что очень скоро Беларусь и Россия начнут банально конкурировать друг с другом на сужающемся рынке внешних заимствований. Союзное государство стало не слишком комфортной для совместного проживания даже "братских" народов коммунальной квартирой.

Негодный циркуль и кривая линейка.

"Циркульное округление" Беларуси под европейский шаблон сегодня предполагается осуществить посредством расширения инвестиций в институции гражданского общества.

Евросоюз рискует вновь наступить на те же грабли, каковые привели к полной дискредитации на сегодня в нашей стране идей демократии, политических партий и экспертных мнений.

Отобрав в середине 1990-х годов "каждой твари по паре" в белорусской политической и аналитической сфере, западные ресурсные центры упустили из виду главное. Наделенные совковой ментальностью местные "умники", только-только назначенные работать духовными вождями негосударственных групп влияния, начали с того, что организовали тотальный кадровый геноцид инакомыслящих, не вовлеченных в созданную искусственную систему ангажирования оппозиционных политических партий и аналитических групп.

Одновременно была жестко зацементирована исходная схема привлечения зарубежных средств.

Провал этой модели стал сегодня очевидным даже для забронзовевших вожаков политического "супрацiву". Сегодня на руинах того, что исключительно в силу печальной привычки именуется политическими партиями, планируется создание коалиции структур гражданского общества: с кадрами, неоднократно потерпевшими фиаско, с распространенными повадками "пауков в банке", со старыми обидами и, что самое страшное, частенько полностью дисквалифицировавшими себя.

Возможно, все это делается исключительно для успокоения западных избирателей, еще не осознавших, что вселенский западный проект "гражданского общества" уже полностью исчерпал себя. Но рассчитывать на эффективность подобной стратегии совершенно безответственно для неравнодушных людей в самой Беларуси.

Планирование траекторий личного будущего в рамке политических игр при существующих условиях (и внутренних, и внешних) безнадежно как с точки зрения государственных карьер (держава растеряла ресурс суверенитета), так и в контексте инакомыслия и "инакодействия".

С кем объединяться для совместной борьбы? Оппозиционные политики (точь-в-точь, как и рупоры официоза) напоминают инкубаторских цыплят, выведенных под совершенно кривую "линейку". Многих в стране взбаламутило участие одного из лидеров белорусских социал-демократов А. Левковича в печатной дискуссии на страницах газеты "Советская Белоруссия" с профессором В. Оргишем. Последний еще совсем недавно ходил в "непримиримых", а сегодня стал вполне своим в президентском печатном органе. Эта негативная реакция видится не совсем верной.

Дело не в том, что самое неприятное в раскаяниях и прозрениях - это поспешность. Все, даже самые непримиримые, оппоненты власти в нашем государстве синхронно рассуждают о демократии, правах человека и рынке. Этим сродством особо разительно потрясали воображение претенденты на депутатские мандаты в ходе последних парламентских выборов.

В РБ пока нет массовых социальных слоев, пострадавших от рыночной стихии. У нас пока отсутствуют люди, задыхающиеся без соблюдения прав человека. Здесь нет - ввиду реальной стабильности, увы, достигавшейся за кремлевский счет - "буйных" и "неравнодушных". Ключ разногласий обычно заключается исключительно в персонифицированной адресности жгучих инвектив противоборствующих сторон.

Постольку вышеупомянутые герои посчитали вышедшими из моды обличения конкретной известной персоны, постольку они стали желанными гостями в официозных СМИ, призванных банально забивать бессмысленными шумами информационное пространство страны. И это совершенно естественно.

Квадратура круга, имеющая решение.

Петр Столыпин, полемизируя с радикалами в российской Государственной думе незадолго до своей смерти, озвучил историческую фразу: "Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия".

Существовали лидеры и государства, способные становиться великими (или хотя бы просто незыблемо утверждать национальный суверенитет), используя "удобные" внешние кризисы. Но ряд стран оказывался в состоянии находить истинных себя только посредством прохождения через существенные потрясения.

Белорусы не склонны к "буйствам" и попиранию законов. Одновременно освобождение страны от оков существующей экономико-политической системы, очевидно оказывающейся трагически неэффективной в условиях XXI века, жизненно важно для сохранения национального государства.

Квадратура круга имеет решения, но они - не алгебраические. Наша страна никогда не исчезала как субъект европейского пространства. Независимо от того, какие государственные образования им владели (Полоцкое княжество, ВКЛ, Речь Посполитая, Российская империя, СССР), Беларусь всегда обеспечивала себе соответствующий пространственный статус.

Как прозорливо отмечал Валентин Акудович, "сколько бы раз за последнее тысячелетие это пространство ни разрывалось на части различными государственными, идеологическими, конфессиональными образованиями, оно раньше или позже вновь сбивалось в какую-то... целостность... Пространство, теперь обозначаемое этнонимом Беларусь, сакрально востребованно, а значит, и дальше не станет пассивно ждать для себя хоть какого-нибудь местечка в будущем, а будет требовать и занимать его само для себя".

Но это будет происходить, по всей видимости, не благодаря, а вопреки нисходящим усилиям как Евросоюза, так и официального Минска.

Геополитические игрища неминуемо сменятся борьбой наций за сколько-нибудь цивилизованное выживание. А в этом "тутэйшыя" имеют себе мало равных.
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!